alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Крестил ли Владимир Русь огнем и мечем?

Таков распространенный стереотип: Русь была крещена «огнем и мечом». С 30-х годов прошлого века в нашем обществе циркулирует мысль, что христианство у нас было насаждено насильственно с применением крутых мер.

Но давайте посмотрим, каково же происхождение самого этого выражения.  Поговорка «огнем и мечом» о событиях в Новгороде встречается впервые в «Истории» Татищева (изд. в 1768 г.). Это его пересказ т.н. Иоакимовской летописи, которую историк считал древнейшей русской летописью. Однако последующие исследователи подвергли мнение Татищева строгой критике. Теперь считается, что памятник, который он использовал, был составлен не ранее XVIIв. Но именно за эту одну фразу ухватились пропагандисты атеизма и хватаются теперь представители неоязычества.

Согласно же самой Иоакимовской летописи рисуется такая картина. Когда дядя князя Владимира Добрыня и его воевода Путята подошли к Новгороду, чтобы крестить жителей, то встретили сопротивление. Жрец Богомил и посадник Угоняй возбудили народ против посольства княжеского и стали готовить город к обороне. Чтобы прекратить это возмущение, Путята с отрядом воинов обошел Новгород и вошел в него с другой стороны. Он захватил посадника и укрепился на его дворе. Здесь ему пришлось выдерживать осаду от возмущенных новгородцев. Наконец, и сам Добрыня приказал зажечь несколько домов у реки и, когда жители, оставив ворота, побежали их тушить, вошел в город. Беспорядки были прекращены, идолов свергли, а горожанам было передано повеление князя креститься.
Однако когда концентрируется все внимание на усмирении мятежа, упускаются из виду детали, относящиеся непосредственно ко крещению. Например, еще до вступления в город, на т.н. Торговой стороне священники два дня прежде учили и убеждали народ, и уговорили таким образом креститься несколько сот человек. Думается, что не будь столь ожесточены закрывшиеся жители, успех в посаде, да и в самом городе не заставил бы себя ждать без всякого применения силы. Нужно обратить внимание и на то, что в описании новгородских беспорядков упоминается существование в городе церкви Преображения и христиан, чьи дома были разграблены в ходе возмущения. Кроме того, после усмирения мятежа не последовали обычные казни и расправы, но по свержении идолов воспитанный при дворе Владимира «сладкоречивый» сын посадника по имени Воробей уговаривал народ на торжище креститься. После его уговоров многие шли на крещение добровольно. Таким образом, главными средствами крестителей были свержение идолов, показывающее их бессилие, проповедь и уговоры. Однако в Новгороде подстрекаемые жрецом жители взялись за оружие, убили жену и родственников Добрыни, разрушили церковь, грабили дома христиан. Естественно Добрыня, потерявший жену и родственников, не мог не ответить мятежникам. Он не мог оставить и прочих многочисленных христиан Новгорода без защиты.

Кроме того, сам мятеж во многом был обусловлен чисто политическими мотивами: новгородцы всегда стремились к независимости от Великого Князя и упустить религиозный повод для поднятия мятежа они конечно же не могли.

Кроме свидетельства Иоакимовой летописи у нас нет других письменных и достоверных археологических свидетельств, что крещение вызывало кровавые стычки. Несомненно, конфликты были. Их не могло не быть, но совершенно очевидно, что Крещение не сопровождалось войной и резней. Больше того, на протяжении еще примерно полутора столетий мы на страницах летописей видим сосуществование христиан и язычников. Больше того, церковные правила защищают язычников от дискриминации.
Прот. Георгий Рой
Tags: Апологетика, Жизнь церковная
Subscribe

  • Трансгуманизм – это зло?

    Про трансгуманизм я услышал впервые на одном семинаре по миссионерству, где лектор назвал это движение «настоящим сатанизмом». Тогда…

  • Критика Библии

    В адрес верующих можно услышать такую критику, что, мол, наша Библия многократно переписанная различными авторами, очень много раз…

  • 3axотеть Бога

    3axотеть Бога... Это значит, прежде всего, всем существом узнать, что Он есть, что вне Его – мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нем и только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment