alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Имена Бога в Ветхом Завете

Имя же Божие называется святым,
конечно, не потому, что в самих слогах имеет
некую освящающую силу, но потому,
что свято и чисто всякое свойство Божие.


святитель Василий Великий

Заповеди, данные Моисею, а через него и всему человечеству, на горе Синай начинаются со слов «Я Господь, Бог твой» (Исх. 20, 2), таким образом, Бог сам сообщает людям, как им следует обращаться к Нему. Но стоит учесть тот факт, что в результате Вавилонского смешения языков, одни и те же вещи и явления стали по-иному обозначаться и именоваться у разных народов, причем перевод мог расставлять несколько иные акценты, а некоторые аспекты переводимого слова попросту не имели аналогов в других языках. Следовательно, читая Библию, всегда полезно обращаться к текстам на языках первоисточников: древнееврейским, арамейским, древнегреческим. Итак, какие же имена Богу дает Ветхий Завет и как их понимали во времена до пришествия Христова?

Наиболее часто, около 7000 раз, в качестве собственного имени Божия в Ветхом Завете употребляется Яхве, которое впервые встречается в 4 стихе 2 главы книги Бытия. Так как в древнееврейском языке на письме не использовались буквы, обозначающие гласные звуки, это имя записывалось в древних рукописях в виде четырех согласных: «йод», «хей», «вав», «хей», которые транскрибируются латинскими буквами как YHWH или JHWH. Такое обозначение часто называют «тетраграмматон», от греческих слов «тетра» — четыре, и «грамма» — буква. Точная этимология имени «Яхве» является предметом дискуссий, однако возможно, что оно происходит от корня «бытие». Выдвигались предположения, что оно означает «Я есть», «Сущий», «Самосуществующий», «Он даёт становиться», «Он дает жизнь», но все эти толкования остаются гипотезами. Более того, неизвестно, насколько принятое большинством исследователей Библии сегодня произношение тетраграмматона как «Яхве», соответствует произношению, употребляемому до III века до Рождества Христова. Это связано с тем, что помимо отсутствия огласовок (символов, введенных для обозначения гласных звуков в раннем средневековье), евреи из благоговения перестали вообще произносить тетраграмматон. Да и до этого времени лишь один первосвященник, единожды в году, в день Очищения, войдя во святое святых имел право произнести это имя вслух, а после того, как и данная традиция у евреев сошла на нет, знание о правильном произношение тетраграммы постепенно исчезло. Уже такие христианские авторы как святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, Климент Александрийский, Ориген и Феодорит Кирский совершенно по-разному пытаются транслитерировать тетраграмматон на греческий язык. В XVI в. на Западе появляется такой вариант произношения как «Иегова». Стоит отметить, что его появление является результатом ошибочного прочтения тетраграмматона. При обращении к имевшим хождение в то время еврейским текстам, западные исследователи не учли того факта, что тетраграмматон в них имел огласовки из другого слова — Адонай (еще одного имени Божия), которые были добавлены масоретами, хранителями еврейских писаний, во второй половине первого тысячелетия по Рождестве Христовом. И лишь к середине XIX ст. исследователи Библии склоняются к мнению, что именно Яхве — наиболее филологически верное прочтение тетраграмматона. В Синодальном переводе в основном передается словом «Господь».

Вторым по частоте употребления, около 2000 раз, в качестве имени Божия в Ветхом Завете является слово Элохим. Именно с этого имени начинается Библия: «В начале сотворил Элохим небо и землю» (Быт. 1, 1). Будучи родственно слову «Эль», означавшему в зависимости от контекста «Бог» или «боги» и происходящего от понятий «сила», «могущество», Элохим, тем не менее, морфологически является формой слова «Элоах», архаического имени Божиего, употреблявшегося в священной библейской поэзии, например в книге Иова, с окончанием множественного числа. При этом, в большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Библии согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. А значит, первый стих книги Бытия звучит примерно таким образом: «В начале сотворил Боги небо и землю», что является указанием на то, что это не одна личность Бога, а некое множество. Мы, христиане, таким образом, можем видеть в данном имени явное указание на  Троицу.  Стоит отметить, что в некоторых случаях у слова «Элохим» полноценное множественное число, и при этом оно означает многих языческих богов: «Я Господь, Элохим (Бог) твой, да не будет у тебя других элохим (богов) перед лицом Моим»  (Исх. 20, 3), ангелов (Пс. 8, 6), судей (Исх. 22, 28) и иных людей, обладающих властью (Исх. 4, 16). В Библии также присутствуют имена Бога, являющиеся производными от слова «Эль»: Эль Шаддай — «Бог Всемогущий (Крепкий)», Эль Эльон — «Бог Всевышний», Эль Канна — «Бог Ревнитель». Кроме того, арабское слово «Аллах» так же соответствует имени Элохим, а многие теофорные имена, например: Гавриил, Израиль, Иезекииль, Илия, Михаил, Рафаил и прочие, имеют в своем составе «Эль». В Синодальном переводе это слово чаще всего передается словом «Бог».

Реже двух вышеупомянутых имен, Богу в Ветхом Завете даются имена Адонай — «Мой Господь» (Исх. 23, 17), Саваоф — «Господь воинств» (1 Цар. 1, 3), Ха-Шем — буквально «Имя» с определенным артиклем или «с большой буквы», в Библии, как правило, стоит в связке с каким-либо иным именем Божиим, например, с Кедош Исраель — «Святый Израилев» (Ис. 47, 4).

Не случайно третья заповедь Закона Моисеева гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7). Конечно, писать слово «Бог» тем же манером, как это делают иудеи — «Б-г» или вообще забывать его произношение не стоит, но помнить о том, что произнесение его без должного почтения и впустую нарушает третью заповедь — необходимо. Святитель Николай Сербский, рассуждая об этом, пишет: «Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?»
Егор Панфилов
выпускник Минской Духовной Академии
Tags: Библия (Священное Писание), Ликбез, Свидетели Иеговы
Subscribe

  • Трансгуманизм – это зло?

    Про трансгуманизм я услышал впервые на одном семинаре по миссионерству, где лектор назвал это движение «настоящим сатанизмом». Тогда…

  • Критика Библии

    В адрес верующих можно услышать такую критику, что, мол, наша Библия многократно переписанная различными авторами, очень много раз…

  • 3axотеть Бога

    3axотеть Бога... Это значит, прежде всего, всем существом узнать, что Он есть, что вне Его – мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нем и только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments