alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Радостное время поста

О том, что существуют посты, установленные церковью, знают почти все. Только вот далеко не все знают или не хотят знать, для чего их надо соблюдать и кому они нужны? Если разобраться, зачем нужен пост, тогда станет понятно, как надо правильно его соблюдать. В первую очередь следует отметить, что пост нужен никак не Богу. Наш Господь абсолютно не нуждается в том, чтобы мы постились. Это надо именно человеку. Главная цель поста –приближение к Богу. Отказ от каких-то определенных продуктов и вообще ограничение себя в употреблении пищи может способствовать тому, что у нас будет утонченное чутье к духовным вещам. Это должно послужить восстановлению гармонии духа и плоти. Есть выражение «сытое брюхо к ученью глухо». Его можно перефразировать таким образом: «Сытое брюхо к молитве глухо».

Поститься – это не значит, что надо быть постоянно голодным и злым. Употребление пищи во время поста должно быть особенно умеренным. Также и воздержание от еды тоже должно быть без крайностей. Вообще существует два вида поста: совершенный и аскетический. Совершенный – когда мы полностью отказываемся от приема пищи и питья. Такой пост православные христиане соблюдают, например, перед причастием. Причем поститься мы начинаем с вечера, то есть после полуночи уже никто ничего не ест и не пьет, и в храм на Божественную литургию приходим натощак. Другой вид поста – аскетический, когда мы отказываемся только от определенных продуктов (мяса, молока, яиц и др.) и называем их «скоромными». Посты бывают многодневные и однодневные. Все постные дни отмечены в каждом церковном календаре.
Чаще всего в календарях есть еще указания, какие продукты разрешены именно в этот день. Вообще никто не требует, чтобы мы постились строго по календарю в плане продуктов. Ведь календарные предписания относительно поста были составлены в 3-й четв. XIV в. для монахов на Востоке. Поэтому, когда мы читаем, что разрешается растительное масло, то подразумевается не подсолнечное, а оливковое, которое по калорийности приравнивается к сливочному. О том, как должны поститься миряне, нигде не прописано, поэтому мы просто пользуемся монашеским уставом, но делать это надо разумно, без фанатизма. Лучше всего, когда отказ от продуктов происходит постепенно. Для кого-то может быть уже большим подвигом, если он для начала откажется только от одного мяса.

Иногда можно услышать: «Пост – это дорогое удовольствие», подразумевая, что постные продукты вовсе недешевые. Тут следует напомнить совет святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке в Константинополе (нынешний Стамбул). Святой отец наставлял есть рыбу, которая дешевле мяса, а сэкономленные деньги раздавать нуждающимся. В наших магазинах многие морепродукты могут быть значительно дороже мясных, поэтому есть над чем задуматься. На эту тему придумали анекдот:

- Ой, грешница я, батюшка, не постилась! – признается на исповеди старушка.
- А что Вы такого кушали?
- Ливерку за девять с половиной.
- Да Вы не грешница, Вы – мученица.

Конечно, могут быть и послабления в посте по причине старости, болезни,  длительного путешествия и других объективных причин. Однако, если мы даже и едим скоромное, то не надо этого афишировать, чтобы не послужить кому-то соблазном. А вообще следует помнить, что нарушить пост можно и с постными продуктами, если не исключить обжорство.

Ни в коем случае нельзя ссориться из-за скоромной пищи. Если супруг захочет жене сделать приятное и приготовит на обед суп с говяжьей косточкой, то для постящейся жены это не должно быть поводом перемывать косточки мужу целый день. У патриарха Алексия II спросили, что можно во время поста есть, а что нет. На что святейший сказал: «Не ешьте друг друга».
Пост нельзя сводить только к тому, чтобы побольше от всего отказаться в плане еды. В житии святого Антония Великого описывается, как ему явился дьявол и сказал: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением». Вообще во время поста надо меньше думать о материальном, а больше о духовном. Вот, например, когда у нас Интернет с не очень большой скоростью, а нам захотелось посмотреть какой-нибудь фильм в хорошем HD качестве, то мы, чтобы ничего не подвисало, закрываем все вкладки, отключаем скайп и др. Чтобы все лишнее не только трафик не забивало, но и не отвлекало нас от приятного просмотра. Можно привести и другой пример, когда солдат стоит в карауле на посту. Боец должен быть особо бдительным и не расслабляться, чтобы враг не смог подкрасться. Так и мы во время поста должны быть особо бдительны к своей душе, к своим словам, мыслям… Для этого полезно больше обычного молиться, читать Священное Писание (Библию) и другую духовную литературы, почаще посещать храм.

Может у кого-то возник вопрос, почему только во время поста должна быть бдительность к себе? Конечно же и вне поста мы должны также внимательно относиться к своей душе. Просто если сравнить со спортсменом, то он тренируется постоянно, но перед очень важными соревнованиями, например, олимпиадой, количество тренировок удваивается, а то и утраивается. Аналогично дело обстоит и в духовной жизни. Посты устанавливаются перед праздником или причастием для самоподготовки.

В духовной жизни, как и в любом деле, важно не переусердствовать. Если стрелу на луке постоянно держать натянутой, то тетива ослабнет. Однако по окончании поста должно быть не духовное расслабление, а продолжение радости, ведь пост нас готовит к чему-то (праздник или причастие). Поэтому в постные дни не должно быть у нас траурного лица. Пост – это время радости.

Только не подумайте, что отказ от мясных и прочих непостных продуктов вовсе не нужен. Воздержание в еде это только средство. Целью поста является не очищения своего организма от тяжелой пищи, а очищение своей души. В противном случае пост будет представлять из себя не более, чем одну из разновидностей диет, что, конечно же, неправильно. Хотя на всякий случай запишите в свою кулинарную книгу один постный рецепт.

Наройте корней послушания, соберите цветов душевной чистоты, нарвите листьев терпения, соберите плодов нелицемерия, не добавляйте вина прелюбодеяния, — все это иссушите воздержанием, вложите в кастрюлю добрых дел, добавьте воды слез покаяния, посолите солью братолюбия, добавьте щедрот милостыни да во все положите приправу смирения и коленопреклонения. Добавьте три ложки страха Божия. Все это надо украсить праведностью и не вкушать во время пустословия.
Tags: Жизнь духовная, Жизнь церковная, Мои раздумья, Мои статьи, Пост, Радость, Святые отцы
Subscribe

  • Иисус Христос - Бог

    Новый Завет Библии рассказывает нам об Иисусе Христе. Мы христиане верим, что Христос – это Бог, Который стал человеком, не переставая быть…

  • Школа верной молитвы

    Церковь учит людей молиться, т.е. верно обращаться к Богу и вступать с Ним в то драгоценное единение, которое составляет самую сущность религии.…

  • Библию написала Церковь

    И еще один очень важный, но отдельный вопрос связан с понятием богодухновенности – это вопрос о буквальной непогрешимости Писания. Если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments