alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Переступая порог храма

Совершать молитву можно в любом месте, не обязательно только в храме. Как говорил святитель Иоанна Златоуст: «Где бы ты ни был, везде можешь поставить молитвенный жертвенник». Однако домашней молитве предпочтительнее, конечно же, богообщение в храме.

Богослужебные молитвословия, которые мы слышим в храме, содержат в себе очень глубокий богословский, т.е. вероучительный смысл. В первое время их звучание на церковнославянском языке нам может показаться совсем непонятным, но постепенно мы привыкнем к этому языку, как, например, к польскому или украинскому. Однако следует помнить, что язык является не главным в Церкви. Кроме того, есть храмы, в которых с благословения священноначалия уже совершаются богослужения на современном русском или белорусском языке. Относиться к этому следует вполне спокойно.

Когда мы приходим в храм на богослужение, то сразу можем ощущать некий дискомфорт. Может смущать, что кто-то смотрит на нас и поначалу кажется, делаем мы что-то не так. Некоторые просто присматриваются, как поступают другие люди и делают все по аналогии. На самом деле ничего страшного не произойдет, если во время богослужения вы просто будете стоять в храме на одном месте и сосредоточите все свое внимание на молитве. Даже если вы ни разу не перекреститесь, то ничего кощунственного не совершите.

Что касается принципа поступать как все, то отметим, что не всему следует подражать. Например, если во время причастия к Чаше люди начнут толпиться, каждый пытаясь быть первым, то не стоит вливаться в толпу. Лучше подойти последним, но зато со страхом Божиим и благоговением. Аналогично дело обстоит тогда, когда люди хотят приложиться к какой-нибудь святыне. Иногда бывает и такое, что кто-то заводит в храме разговор во время богослужения. Это тоже является дурным примером, и следовать ему не стоит.

Идя в храм, нужно постараться избавиться от ненужных страхов и смущений. Даже если сразу тяжело, то со временем это пройдет само собой. Главное помнить: в храм мы идем к Самому Богу, Который там всегда присутствует. И больше беспокоить нас должны не взгляды посторонних, а то, что на нас смотрит Господь, причем Его взгляд обращен на нас не только в храме. Вся наша жизнь находится под Его присмотром.

В традициях Русской Православной Церкви принято на богослужениях молиться стоя. Делаем мы так в знак нашей почтительности перед Богом, Которому мы возносим свои молитвы. Конечно, всякие бывают случаи: болят ноги, спина или почки. Стоять такому человеку долгое время очень тяжело, да и тем, у кого сидячая работа, тоже с непривычки трудно достоять до конца богослужения. В таком случае лучше присмотреться, где в храме есть место для сидения (чаще всего они бывают около стен), и, как говорил святой Филарет, Митрополит Московский: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах».

Если есть желание помолиться перед иконой, то важно не забывать, что молитва должна быть обращена не к самой иконе, а к тем небожителям, которых мы видим на иконе. Для верующего человека икона дает чувство осязательного присутствия того, кто на ней изображен. Тоже самое, как с семейной фотографией, глядя на которую мы уже не фотобумагу видим, а своих родных. Поэтому часто и возникает желание поцеловать икону, то есть приложиться к ней. Тем самым мы выражаем свое почтение, уважение и любовь к образу.

В Православных храмах есть традиция возжигать свечи. Тут следует предостеречь, что свеча является всего лишь дополнением к нашей молитве, но никак не альтернативой. Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца.

Храмовая же молитва важнее не только потому, что Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), а потому что храм это еще школа любви. На самом деле нелегко научиться любить даже тех же работниц храма, которые не всегда доброжелательно встречают зашедших людей. Многих захожан надоедливые бабушки просто отпугнули от храма своей грубостью и нетерпимостью. Мы не можем с уверенностью сказать, какими мы будем в старости. Но пока мы молоды, то ни в коем случае не должны на их резкость и хамство отвечать тем же. При очередном «нападении» нужно просто улыбнуться, поблагодарить за заботу и поздравить с праздником (хоть в этот день и не будет никакого праздника). Я испробовал это на себе и не раз видел, как «злая бабка» на глазах превращается в ласковую, добросердечную старушку.

Сама молитва может совершаться не только в храме или дома, но также на улице или, например, в автомобиле. Совсем не обязательно, чтобы перед нами была какая-нибудь икона. Самое главное - затвориться в комнате своего сердца, чтобы сосредоточиться и понимать, Кому мы молимся.

Только вот в храме мы можем не просто помолиться Богу, а можем еще ощутить Его особое присутствие и не только в душе. Во время Божественной литургии в Таинстве Святого Причащения мы соединяемся с Богом на самом видимом, материальном уровне. Мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь нашего Бога. Тело Христа становится нашим телом, а Кровь Христа начинает течь по нашим жилам. Святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, так говорил о главном богослужении в нашей церкви: «Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь».

Да, самое главное богослужение – это Божественная Литургия, но не единственное. Есть еще так называемое Всенощное бдение, которое совершается вечером накануне литургии. Пусть никого не пугает название. Свершается эта служба не целую ночь, а всего два, от силы три часа.

Господь дал нам заповедь: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему». Получается, что один день в неделю Бог просит нас посвятить Ему. Начиная с апостольских времен, суббота уступила место воскресенью, так как в этот день произошло самое важное событие в деле спасения человечества. Чтобы соблюсти 4-ю заповедь Закона Божьего, мы должны в воскресенье не в безделье и лености проводить, а отложить все свои дела, чтобы посетить храм и принять участие в Божественной литургии. Так как день по церковному исчислению начинается с вечера, то уже к субботнему вечеру мы должны завершить наши работы, чтобы попасть на воскресное Всенощное бдение.
Сразу предупрежу, что многие неправильно думают, что после помазания святым маслом (елеем) можно идти домой. На самом деле служба этим еще не заканчивается. Нужно дождаться, когда священник, чтец и певчие закончат молитвословия и только после этого уже можно уходить домой. После литургии уходить из храма нужно лишь тогда, когда священник благословит всех молящихся крестом, и мы поцелуем этот крест.
Помимо основных богослужений Божественной литургии и Всенощного бдения есть и другие. Например, по частной просьбе могут служиться заздравные молебны или заупокойные панихиды. Многим нравятся, когда в храмах служатся так называемые «Акафисты». Посещать их или нет – личное дело каждого. Вообще, если обстоятельства складываются так, что приходится выбирать, на какую службу в храме пойти, то по иерархическому достоинству на первом месте будет Божественная литургия, на втором Всенощное бдение и дальше все остальное.

Кроме воскресных дней, Рождества и Пасхи, есть еще много праздников, которые указываются во всех церковных календарях. В праздничные дни главным должно быть стремление по возможности прийти в храм для молитвы и участия в таинствах.
 
Tags: Богослужение, Жизнь церковная, Мои раздумья, Мои статьи, Молитва, Причастие
Subscribe

  • Личное право на веру

    Религиозность начинается с личного, свободного и сердечно-искреннего «вижу» и «приемлю», с самостоятельного удостоверения,…

  • Кто в семье главный

    «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как…

  • Трансгуманизм – это зло?

    Про трансгуманизм я услышал впервые на одном семинаре по миссионерству, где лектор назвал это движение «настоящим сатанизмом». Тогда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments