alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Молитва в храме (о православном богослужении)

Православный верующий – это не только тот, кто имеет определенные знания об объекте своей веры, придерживается определенного мировоззрения и старается исполнять конкретные заповеди. Христианин это еще тот, кто имеет опыт живого общения с Основателем своей веры, то есть с Господом Иисусом Христом. Происходит это посредством молитвы.

Во время молитвы мы обращаем свой ум, сердце и душу к Богу. Делать это можно абсолютно в любом месте: дома, на улице, на кладбище, в транспорте... Как говорил святитель Иоанна Златоуст: «Где бы ты ни был, везде можешь поставить молитвенный жертвенник». Предпочтительнее же всего молитва, которая совершается в храме. Необычная архитектура, иконы и общее убранство храма, безусловно, благоприятно влияют на молитвенное настроение. Именно в святом месте проще отвлечься от повседневной суеты и жизненного шума, чтобы ничто не мешало нашему богообщению.  Однако главное назначение храма состоит не в том, чтобы каждый верующий мог в тишине и уединении помолиться, а в том, чтобы все члены Церкви вместе могли совершать богослужения.

Иисус Христос не просто принес людям новое вероучение. Господь основал Церковь (в пер. с греч. – собрание), уникальную общность, в которой соединены все христиане, причем не только живые, но и те, чья земная жизнь закончилась («усопшие христиане»). Также к Церкви принадлежат святые угодники, ангелы и Божья Матерь. Вместе со всеми членами Церкви каждый из нас на богослужении является не просто пассивным зрителем, а активным участником происходящего. Из Евангелия нам знакомы слова Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Именно в Церкви во время богослужения Господь являет Себя нам людям через таинства. Как говорил святой Лев Великий: «Тот, кто был зрим как наш Искупитель, ныне перешел в таинства». Именно в богослужении происходит наше приобщение ко Христу, единение с Богом.

Если в языческих культах люди своими ритуальными действиями стремились как-то задобрить свои божества, то в христианское богослужение носит совсем иной характер. Бог, Который является самим Совершенством,  не имеет нужды в человеческом служении. Православное богослужение совершается для людей. Можно еще сказать, что это Бог служит нам, а не мы Ему. Бог подает нам Свою благодать или по-другому энергию. Через участие в богослужениях и таинствах мы черпаем силы для повседневной жизни, чтобы оставаться христианами не только в воскресенье, но и в остальные дни недели.

Есть люди, которые уверены, что достаточно верить в Бога «в душе», а посещение храма, по их мнению, это только лицемерие. На самом же деле, если в нашей душе по-настоящему что-то есть, то это проявляется и во внешних формах. Например, объятия, поцелуи, рукопожатия или даже просто склонение головы при приветствии являются воплощением того, что мы переживаем внутри. По поводу лицемерия можно напомнить, что недостаточно ведь свою жену просто любить в душе и при этом не желать с ней жить под одной крышей, общаться, вместе проводить время и т.д. Такую же аналогию можно привести и тем, кто в храм идет только, когда испытывает некий «порыв души». У семейного человека всегда есть устремленность к домашнему очагу не зависимо от душевных порывов.

Если кто-то предпочитает ходить в храм только по большим праздникам, то поясним, чего лишают себя эти люди. Конечно, приятно сидеть за праздничным столом, на котором большое разнообразие блюд, пробуя которые, кажется, что одно вкуснее другого. Однако мы принимаем пищу не только по праздникам, но и в будние дни, когда перед нами на столе стандартный обед из первого и второго блюд. Человек существо не только телесное, но еще и духовное, поэтому нужно заботиться о регулярном приеме не только телесной пищи, но и духовной.

Зачастую те, кто ходит в церковь редко, вдобавок еще и опаздывают. Давайте представим себе такую ситуацию, что нам нужно встретить с поезда близкого родного любимого человека. Наверное, тут не то что опаздывать никто не будет, но даже придет на перрон где-нибудь за полчаса до прибытия. А ведь на богослужении происходит наша встреча с Тем, Кто нам наиболее близок, роднее и любимее, то есть с Самим Богом.

Бывает и такое оправдание у тех, кто не ходит в церковь, что, мол, там «каждый раз одно и то же». Действительно каждое воскресное утро в храме совершается Божественная литургия по одинаковому чинопоследованию. Нет никакой необходимости вносить каждый раз что-то новое ради разнообразия. Когда человек по-настоящему искренне поверит в Бога, то ему будет хотеться пойти в храм не за новыми впечатлениями, а просто ради Бога. Это можно сравнить с влюбленностью, когда хочется вновь и вновь идти на свидание не ради того, чтобы посетить новое кафе или новый кинотеатр, а желаешь просто побыть рядом с возлюбленной. Во время православного богослужения, если можно так выразиться, происходит наше свидание с Богом.

Православное богослужение очень богато церемониалом, сопровождается пением и человек может испытывать от всего этого эстетическое наслаждение. Однако давайте напомним себе, что храм это не театр. Погоня за эстетикой не должна затмевать нашу духовную жажду. В храм надо идти не ради того, чтобы «отдохнуть душой», а ради духовного труда.

Находящихся в храме на богослужении  также могут сопровождать эмоциональные переживания. Эффект от них у некоторый людей бывает настолько сильным, что проявляется он, например, в виде крика на весь храм. Эмоциональный всплеск не надо путать с духовными переживаниями и вовсе не стоит его воспринимать как духовный опыт. Верующий, который заостряет свое внимание на своих эмоциях, рискует впасть в духовный самообман – прелесть. Человек в таком состоянии уже не думает о своей греховности и о необходимости покаяния. Такому «святому» уже даже Бог не нужен, он просто замыкается в своих гордости и тщеславии.

Как было упомянуто выше, храм это не театр, поэтому все, что мы видим и слышим за богослужением: особые ритуалы, необычнее одежды священнослужителей, молитвенные песнопения и стихословия, все это вовсе не плод фантазии режиссера-постановщика. Православное богослужение формировалось на протяжении столетий. В разные эпохи вносились новые элементы. Великие поэты достигали такой высоты в духовной жизни, что из своих сердец рождали тексты богослужебных молитв. Православные христиане не стремятся свое богослужение модернизировать, чтобы подстроиться под современность. В этом нет никакой необходимости. Точно также как в том же самом театре во время оперы или балета не используют современные технологии по передаче звука, а по-прежнему из оркестровой ямы звучит живая музыка.

Православное богослужение по своему содержанию насыщено пышностью и торжественностью. Избавляться от этого совершенно нет никакой необходимости. Мы же не говорим военным офицерам снимать со своей формы аксельбанты или отказываться от традиции синхронно маршировать во время парадов. В Евангелии Христос сравнивает Царство Божие с крохотным горчичным зерном, из которого вырастает дерево (Мф. 13,31-32). Если кто-то посчитает, что православные слишком перегружают свое богослужение обрядностью и что, надо вернуться в изначальной простоте, то такие люди будут похожи на тех, кто потребует от дерева вновь стать зерном, из которого оно выросло.

Безусловно, за деревом нужен уход и отдельные ветки надо обрезать. Эта самая «обрезка» происходила в православном богослужении. Все, что есть на сегодняшний день, выверено временем. Есть некоторые элементы, которые ушли в историю. Так, например, еще в апостольскую эпоху в отдельных областях можно было увидеть как некоторые христиане за богослужением «говорили на языках». По сути это было вхождение в трансовое состояние, и человек произносил разные слова или звуки. Причем никто из рядом стоящих не мог разобрать смысла произносимого. В Библии можно прочесть, как уже апостол Павел в своем послании к Коринфянам негативно отзывался о подобных практиках. Со временем христиане вовсе отказались от них. В наше же время некоторые сектанты подбирают эти самые «обрезанные ветки» и даже делают их кульминацией своих молитвенных собраний. Получается, что ветки расцениваются в качестве ствола.

Как видим, отвержение церковного наследия ни к чему хорошему не приводит. Очень хорошо по этому поводу сказал протоиерей Александр Мень: «Пренебрегая многовековым наследием Церкви, опытом ее святых, учителей и мудрецов, христианин легко оказывается в плену субъективного мистицизма, смутных «религиозных переживаний», представляющих собой немалую опасность для души. Даже самая искренняя личная вера рискует остаться без опоры, если она не связана с прочным фундаментом подлинного церковного опыта. Только со смирением принимая путь ученичества, мы можем избежать как поверхностной рассудочности, так и лжемистической «прелести»».

Православное богослужение очень богато по своему содержанию и смыслу. Изучением всего этого занимается целая наука литургика. Каждому верующему человеку, безусловно, стоит вникать в смысл православного богослужения. Конечно же, все не могут быть маститыми литургистами, но знания хотя бы некоторых азов просто необходимы всем христианам. С этими знаниями пребывание в храме для нас будет представлять собой не просто «отстаивание служб», а это будет самое настоящее богообщение, которое нас просветляет, воспитывает, возвышает и освящает.
Tags: Богослужение, Жизнь духовная, Жизнь церковная, Мень, Мои раздумья, Мои статьи, Молитва, Протестанты, Церковное сознание
Subscribe

  • Иисус Христос - Бог

    Новый Завет Библии рассказывает нам об Иисусе Христе. Мы христиане верим, что Христос – это Бог, Который стал человеком, не переставая быть…

  • Школа верной молитвы

    Церковь учит людей молиться, т.е. верно обращаться к Богу и вступать с Ним в то драгоценное единение, которое составляет самую сущность религии.…

  • Библию написала Церковь

    И еще один очень важный, но отдельный вопрос связан с понятием богодухновенности – это вопрос о буквальной непогрешимости Писания. Если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments