alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Человечность Христа

Дэн Браун настаивает на том, будто гностики и созданные им апокрифы утверждали человечность Христа (вопреки ортодоксам, Христа обожествлявшим). Но в реальности все было наоборот: в гностических «Евангелиях» почти ничего нет о земной жизни Христа (не все апокрифы, кстати, написаны гностиками, некоторые, как раз те, где больше биографических подробностей, родом из простого фольклора). Уж точно там нет интереса к Его человечности. Христос гностиков — это дух, принявший оболочку человека для педагогических целей. Первая ересь, с которой стали бороться церковные «инквизиторы»,— это гностическая ересь «докетизма». Согласно ей Христос казался человеком (греческое «докео» означает «кажусь»), но не был им. Даже для церковных людей было непросто усвоить полноту человечности Христа.
Вся эпоха великих догматических споров первого тысячелетия — как раз сомнения именно об этом. И тут один Вселенский Собор за другим утверждает:

  • Христос «воплотился» (I Собор);

  • «вочеловечился», то есть принял не только плоть, но и душу человека (II Собор);

  • Его человечность не была преградой для того, чтобы Ему быть Богом (III Собор);

  • человеческое начало воспринято Богом во Христе навсегда, а не на время и без всякого изъяна (IV Собор);

  • человеческая душа Христа была создана в минуту Его земного зачатия, а не пришла из иных миров (V Собор);

  • человеческая природа Христа обладает собственными желаниями и действиями (VI Собор);

  • Христос вполне человек и потому может быть изображаем (VII Собор).

Даже у церковных писателей III в. Божественность Христа сильно затеняла Его человечность. В III в., пожалуй, лишь Ориген ясно учил, что у Христа была человеческая душа. Что же тогда говорить о супер-«духовных» еретиках-гностиках! Понятно отсюда же, сколь далек Браун от истины, когда утверждает, что до императора Константина христиане видели во Христе просто смертного человека, и лишь в IV в. император решил Его обожествить. Можно привести сотни цитат из авторов I–III вв. (в том числе и Оригена), в которых ясно исповедуется Божественность Христа.
протодьякон Андрей Кураев
https://azbyka.ru/fiction/pravda-i-fantazii-koda-da-vinchi/#p7
Tags: Апологетика, Жизнь церковная, Кураев
Subscribe

Posts from This Journal “Кураев” Tag

  • Каприз Бога

  • Получить в храме нечто

    Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в…

  • Вера и возраст

    У нас на приходах в основном господствует психология бабушек. А ведь у каждого возраста свое переживание веры. Свое переживание у младенцев,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments