alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Сердце Православия

У православного христианина спросили, что в его вере является самым главным? Верующий человек, недолго думая, ответил, что главным в православной вере является Господь Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, Бог, Который стал человеком, не перестав быть Богом,  то есть богочеловек. Действительно, Христос – это то, что является, если можно так выразиться,  фундаментом православного вероисповедания, Он тот самый камень из Евангельской притчи, послуживший основанием для дома, который выдержал порывы ветра и наводнение (Мф. 7, 24-27).

Мы, православные христиане, верим, что Иисус Христос являет Себя нам в Таинстве Причащения (Евхаристии), когда хлеб и вино, принесенные в храм, во время главного богослужения Божественной литургии освящаются в Тело и Кровь Христову.  Делается это для того, чтобы мы, верующие люди, могли через вкушение этих Даров соединиться с Богом. Местом для совершения этого важного Таинства обычно предназначается храм. В самом храме служат священники, руками которых совершаются необходимые для данного таинства священнодействия. Но представители духовенства не единственные участники православных богослужений. Все собравшиеся на молитву являются не просто зрителями, а непосредственными участниками всего, что происходит в храме. Можно еще сказать, что народ Божий делегирует своих представителей в лице священнослужителей в алтарь (главную часть храма). То есть в Православии священство не является некой обособленной кастой, хоть священником человек остается всегда, а не только во время службы или в стенах храма.
Народ Божий – это и есть церковь, вернее, только видимая ее часть. Дело в том, что Церковь – это собрание не только живых христиан, но и тех, у кого земная жизнь закончилась (усопших), а также святых угодников, ангелов, Божьей Матери, и собраны все мы вокруг Христа. Церковь обладает своим Преданием. Церковное Предание – это и Священное Писание (Библия), и вероучение, и разные традиции, и др. Получается, Православие само по себе ХРИСТОСЦЕНТРИЧНО. Это можно изобразить с помощью схемы.

А теперь давайте рассмотрим случаи, когда человек может быть причастен к Православию, но одновременно оставаться очень далеким от самого главного, то есть от Христа.

Довольно распространенное явление, когда люди, считающие себя православными, соблюдают все церковные традиции: красят яйца на Пасху, берут святую воду на праздник Крещения Господня, освящают свои квартиры, крестят детей, но при этом о Христе могут иметь очень отдаленные понятия.

Другой случай, когда православный мужчина или женщина внимательно читают Библию,  посещают библейский кружок при храме и могут даже очень преуспевать в изучении Священного Писания. Однако беда в том, что в центре внимания у таких людей может быть как раз не Тот, о Ком повествует нам Библия.

А еще можно получить неплохое богословское образование, знать все православные догматы, разбираться в сложных богословских вопросах и даже участвовать в богословских конференциях и диспутах. Но при всем этом можно знать учение Христа, но не знать Самого Христа.

Это мы рассмотрели первый круг нашей схемы. Перейдем сейчас на второй.

Совсем несложно стать своим среди постоянных прихожан. Можно со всеми за компанию ездить в паломничества, ходить в крестные ходы, но при этом даже не ходить в храм. Несложно выучить наизусть определенные православные молитвы, но в то же время не осознавать, Кому эти молитвы возносятся. То же самое и с православными постами. Человек отказывается от скоромных (непостных) продуктов, но не понимает, ради Кого нужно поститься.

Или вот, например, юноша может активно принимать участие  в православных слетах, ездить в лагеря, ходить на собрания молодежных клубов, братств и т.п. Такому православному молодому человеку очень комфортно среди других православных парней и девушек, но Христос ему может быть совсем не нужен.

Третий круг нашей схемы – священство.

Можно проявлять уважение к священству, общаться со священниками и даже дружить с ними, но не идти к Тому, к Кому зовут священники, то есть к Христу. А бывает даже и такое, что парень или мужчина загорится настолько сильно православием, что появится желание поступить в духовную семинарию, чтобы стать священником. Однако при этом может отсутствовать осознание того, Кому служит православный священник.

Рассмотрим четвертый круг нашей схемы – храм.

Для многих людей это излюбленное место, регулярное посещение которого может быть просто, как говорится, уже в крови. Только вот далеко не всегда православный народ понимает, что нужно идти в первую очередь не просто в храм как в священное место, а к Хозяину храма, то есть к Христу. Даже если человек стал работником храма, начал петь в хоре или прислуживать в алтаре, важно не забывать, что служба должна быть не зданию, а Тому, Кому посвящено это здание.

Вот мы и подошли к самому святому и драгоценному, что есть в Православии – к Таинству Евхаристии (Причащения), когда из Чаши нам подается Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина. Но даже к этому великому Таинству можно приступать из каких-нибудь суеверных предубеждений. Например, кто-то считает, что чем чаще причащаешься, тем меньше болеешь, что надо обязательно причаститься перед операцией или экзаменом, чтобы прошло все успешно. С одной стороны, причастие перед операцией дело хорошее, так как не исключено, что это может быть последним причастием в земной жизни, но неправильно расценивать Таинство как залог успеха.

Кто-то может причащаться и просто за компанию. Например, на молодежном слете вошло в традицию, когда все участники причащаются. Или же среди прихожан принято часто причащаться. На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего плохого. Однако человек приступает к Чаше не потому, что желает соединиться с Богом, а просто не хочется выделяться из толпы. Получается, что даже при частом причащении Христос для человека может быть вовсе ненужным.
Как видим, можно внешне быть полностью причастным православной культуре или какой-то части православного многообразия. Но какой бы насыщенной не была внешняя сторона жизни православных, она все равно остается только внешней. Намного важнее, что внутри на сердце у человека.

Православное христианство предлагает нам не просто иметь Бога в душе, а дает возможность заполнить Христом всю свою жизнь целиком, а не только свой внутренний мир. В Православии мы можем не просто говорить Богу что-то в молитве, не просто читать о Христе книгу (Библию), не просто созерцать изображение нашего Бога на иконах. В Православии нам дозволяется вместе с воплощенным Богом Иисусом Христом сесть за один стол и вместе отобедать. Причем, главным блюдом за столом будет Сам Бог. Речь идет о Евхаристии. Во время этого Таинства единение с Богом происходит не просто на мысленном или молитвенном уровне, а на самом реальном, физическом. Православие – это возможность соединиться с Богом во всей полноте и глубине.

Бывает так, что человек, уверовавший в Бога, желает не просто быть верующим только на словах, а стремиться влиться в православную религию. Таких людей очень важно предостеречь от многих соблазнов, которые могут возникнуть у них на пути к Христу. Например, важно не создавать себе различных идолов. Так, например, для многих протестантов и сектантов настоящим идолом стала Библия. Они уже просто за деревьями не видят леса.

Само по себе православие тоже не стоит обожествлять, особенно православные традиции и обряды. Даже когда мы отмечаем какой-либо православный праздник, выполнение наших традиций и обрядов не должно стоять у нас на самом важном месте. Ту же святую воду на праздник Крещения Господня надо брать без фанатизма.

Если кто-то из молодых парней или девушек после того, как начнет посещать собрания православного молодежного братства, заявит: «Для меня братство – это всё!», то это тоже неверно. Всем должен быть Христос, а братство как община может только помочь ощутить дух Христовой любви.

Нельзя, чтобы был культ священника. Безусловно, должно быть уважение к духовенству, потому что именно их руками Господь совершает Таинства. Абсолютно правильно, что каждый священник стремиться завоевать авторитет среди прихожан.  Однако при этом пастырь не должен собой заслонить от людей Христа.

Из храма тоже не надо делать себе идола. Прекрасно, когда человек становится постоянным прихожанином какого-то определенного храма, любит его и считает самым лучшим. Однако не должно быть тщеславного превозношения над другими храмами, словно они менее православные. Еще важно помнить, что любой храм – это Дом Божий, но никак не Сам Бог.
Храмовая молитва, то есть богослужение – это опыт живого общения с Богом. Если от православных служб ожидать лишь эстетических наслаждений, то может даже появиться зависимость от  культа, а это уже можно назвать идолопоклонством.

Евхаристия – это самое святое, что есть в Православии. Только подходя к Чаше, нужно снимать шляпу, а не голову. Наша любовь к святому причастию должна быть без фанатизма и не затмевать собой любовь к Христу. Нельзя все Православие сводить лишь к Евхаристии. Конечно, это Таинство находится в самом центре православной жизни, но не ограничивается им.

Если Вы уверовали в Бога и решили стать или остаться православным, то не останавливайтесь на полпути, идите в самый центр Православия – к Самому Христу. Тогда Ваша вера будет иметь прочное основание. Вы никогда ее не потеряете. Даже когда Вас постигнут какие-то соблазны или сомнения, то ничто не сможет поколебать Вашу веру, если она будет основана на Христе.
Tags: Библия (Священное Писание), Вера, Жизнь духовная, Жизнь церковная, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Молодежь, Приход, Причастие, Священство, Церковное сознание
Subscribe

Posts from This Journal “Жизнь церковная” Tag

  • Школа верной молитвы

    Церковь учит людей молиться, т.е. верно обращаться к Богу и вступать с Ним в то драгоценное единение, которое составляет самую сущность религии.…

  • Библию написала Церковь

    И еще один очень важный, но отдельный вопрос связан с понятием богодухновенности – это вопрос о буквальной непогрешимости Писания. Если…

  • Батюшки о Шмемане

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment