alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Адам и Ева

Когда мне говорят, что человечество не могло произойти от одной семейной пары (Адама и Евы) с точки зрения биологии, то я привожу следующее объяснение. Под библейским Адамом нужно понимать не просто одного человечка, а человеческий род. Подробнее об этом можно прочесть в моей статье об эволюции https://alexandros-86.livejournal.com/237116.html
Меня некоторые упрекают, что это же противоречит святым отцам и т.п. Но на самом ли деле это противоречит святоотеческому наследию? Обычно такие заявления делают те, кто не читал святых отцов.

Вот небольшая подборка святоотеческой мысли.
«У Отцов Церкви, даже у тех, кто видел в Адаме индивидуума, постоянно проглядывала мысль о каком-то особом универсальном характере этой индивидуальности. Так, Тертуллиан говорил, что все души находились в Адаме (О душе, XX). По Оригену, дьявол, поразив человека в раю, поразил в нем все человечество (Opera Migne, XII, 1444, 4 BV; 1777,1). Св. Григорий Богослов говорит о том, что в Эдеме "через преступное вкушение пал целый Адам" (Песнопения таинственные, слово. Амвросий Медиоланский неоднократно повторял, что Адам содержал в себе все человечество (см.: И. Адамов. Св. Амвросий Медиоланский, 1915, с. 364). Эту же мысль мы находим и у Августина. "Адам, - говорит он, - это есть весь род человеческий (totum genus humanum). Мы были в нем одном, когда были все он один" (О Граде Божием, 13, 14, 27. К вопросу: Е. Трубецкой. Миросозерцание бл. Августина. М., 1882, с. 194). Св. Иоанн Златоуст даже в самом слове "Адам", состоящем из четырех букв, видел указание на четыре страны света и на всеобщность первочеловека (Беседы о творении мира, 6).

Св. Григорий Нисский особенно ясно высказывался относительно природы Адама как ВСЕЧЕЛОВЕКА. Приводим слова святителя в переводе архим. Киприана Керна: "Имя сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду"; "В одном теле была сообъята Богом всяческих полнота человечества... поэтому целое наименовано одним человеком". Св. Григорий видит в "Адаме" идею человечества, но это не отвлеченная идея, а конкретная реальность, "универсальная природа. Индивидуумы же являются только ипостасями ее, отличными по своим свойствам" (арх. Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950, с. 160 сл.). Исаак Сирианин называет нашу плоть "Адамовым телом", тем самым указывая на единство человеческой природы (Творения, 1893, с. 361). Св. Симеон Новый Богослов говорит, что Христос пришел в мир "ради Адама" (Слова, 1892, в. I, с. 22). Эти слова имеют смысл только в том случае, если под Адамом разумеется все падшее человечество.»
прот. Александр Мень «Магизм и единобожие».
из приложения 5) Адам – Всечеловек
А вот еще цитата современного ученого-библеиста Андрея Десницкого:
«Кстати, и имя самого первого человека, Адама, получает в книге Бытия своеобразное двойственное объяснение. Собственно, адам и значит «человек», и это слово связывается со словом адама, «почва, земля». Книга Бытия говорит: «…всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека (адам) для возделывания земли (адама), но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека (адам) из праха земного (афар-хаадама)…» (2:5–7). Таким образом, почва, земля оказывается не только материалом, из которого созидается человек, но и, напротив, точкой приложения его творческих усилий. Землю можно считать здесь образом нашего материального мира: с одной стороны, человек создан Богом из его элементов, а с другой – без человека созданный Богом мир не сможет полноценно плодоносить».
из книги «40 вопросов о Библии»
Tags: Библия (Священное Писание), Жизнь церковная, Мень, Мои раздумья, Наука, Святые отцы, Эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “Святые отцы” Tag

  • Посредник между Богом и людьми

    После воскресения Спаситель 40 дней ходил по земле, являлся Своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос вознесся на Небеса. Отмечу, что Небо в…

  • Добро и зло

    Первые люди выбрали нарушение запрета, то есть зло, в результате чего человек отпал от Бога и был изгнан на Землю. Грехопадение является, по…

  • Псалмы – молитвенная вершина Ветхого Завета

    Можно без преувеличения сказать, что в ранней Церкви псалмы суть не только одна из пророческих и молитвенных вершин Ветхого Завета, но как бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments