alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Христианизировать человеческую жизнь

Проповедь крайнего аскетизма, как обязательного идеа­ла для каждого человека, и вытекавшее отсюда безучастное, а то и отрицательное отношение ко многим явлениям — радос­тям[1] и достижениям культурной жизни — приводили ко мно­гим едва ли желательным последствиям: а) Церковь, не от­кликавшаяся на все нужды и явления действительной жизни, часто сторонившаяся ее, в значительной степени оторвалась от общества; между нею и обществом образовалась своего ро­да пропасть, мешавшая им понять друг друга. Удаляясь от действительной жизни, Церковь тем самым как бы уклонялась от завещанного ей Христом Спасителем долга христиа­низировать человеческую жизнь во всех ее видах и проявле­ниях, или — что то же - устроять Царство Божие на земле как необходимый этап для вечного Небесного Царствия. Не ока­зывая, вследствие этого, всего благотворного влияния, какое она могла бы оказывать на жизнь государственную, общест­венную и частную, на различные отрасли труда, знания и на различные взаимоотношения, Церковь, естественно, теряла значительную долю авторитета, уважения и влияния, кото­рыми она должна пользоваться как у государственной власти, так и у народа.

Односторонняя, сводившаяся к проповеди ас­кетизма и отречения от мира, церковная идеология для одних была неприемлема, для других — непосильна. Первые отхо­дили от Церкви, вторые ограничивали свою церковность од­ной внешней стороной — формой, обрядом. Последней край­ности, как мы видели, не избежали даже многие насельники св. обителей, добровольно обрекшие себя на аскетический подвиг.

Страшно приходить к последнему выводу, могущему соблазнить кого-либо, но он неотступно преследует меня. Я был бы очень счастлив, если бы этот вывод оказался невер­ным. Но все же я упомяну о нем. Это, преобладавшее в нашей церковной идеологии и постоянно отражавшееся в церковной проповеди, снисходительно-пренебрежительное отношение к земному и тленному, в том числе, пожалуй, и к дисциплине, порядку, системе, строгой гармонии в жизни, — не под их ли продолжительным влиянием развились: склонность русских людей более к религиозным рассуждениям и обрядовому бла­гочестию, чем к подлинной разносторонне-деятельной хрис­тианской жизни, наши «кое-какетво» и «авось», наша беспеч­ность в отношении устроения своего благополучия и исполь­зования тех бесчисленных и материальных, и духовных бо­гатств, которыми Господь безмерно щедро наделил наш на­род, наша фаталистическая покорность судьбе и непротивле­ние злу, наконец, наблюдаемая в нашем духе некоторая склонность к своеволию и анархизму и т. д.
прот. Георгий Шавельский
«Русская церковь перед революцией»

[1] Пример должного отношения к радостям и yreшенням в человеческой жизни Христос дал в Кане. когда претворил воду в вино. чтобы дать возможность участникам брачного торжества продолжить веселье (Ин. 2. 1- 11). ЖИЗНЬ человека не может состоять из одхни благочестивых воздыханий – eму необходимы и житейские радости н развлечения. Долг Церкви христианизировать их - ввести в норму, предупредить излишества.
Tags: Жизнь церковная, Радость
Subscribe

Posts from This Journal “Жизнь церковная” Tag

  • Критика Библии

    В адрес верующих можно услышать такую критику, что, мол, наша Библия многократно переписанная различными авторами, очень много раз…

  • Был ли потоп всемирным?

    Те, кто ищет в Библии фактов геологических, будут разочарованы. Поэтическая оболочка сказания заслоняет внешние детали и факты. К тому же понятие…

  • Сердечно-созерцательная составляющая богослужения

    В церковных Богослужениях и особенно в Таинствах надо различать две стороны одного единого события: внешнюю сторону – слышимого слова и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment