alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь

Кратко поясню, что словом «церковь» обозначается не только храм и религиозная организация, но еще апостол Павел в своем послании к Ефесянам определяет церковь как «Тело Христово» (Еф.1, 22-23), то есть это собрание всех верующих в Христа, стремящихся к Нему и объединенных Им. Православные христиане в своем Символе веры исповедуют веру в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Рассмотрим подробнее каждое прилагательное.

Единая
Церковь действительно едина, но условно мы ее разделяем на видимую (земную) и невидимую (небесную). Земная Церковь – это все живые христиане, а все остальные члены Церкви (почившие христиане, святые угодники, ангелы и Богородица) составляют ее невидимую часть, то есть небесную.
Земная Церковь имеет свою иерархию: миряне, духовенство, епископат. Епископы возглавляют епархии (территориально-административные единицы). Епархии объединены в митрополии, возглавляемые митрополитом, а митрополии в свою очередь входят в состав патриархата, возглавляемого патриархом. Так выглядит ситуация в Русской православной церкви. В других церквях может быть немножко по-другому. Например, в греческой церкви митрополии входят в состав архиепископии, и главой церкви является архиепископом.
Вообще существует 15 поместных или автокефальных православных церквей:

  1. Константинопольская (территория современной Турции и частично Греции)

  2. Александрийская (территория Египта и всего африканского континента)

  3. Антиохийская (территория Сирии, Ливана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Омана)

  4. Иерусалимская (территория Израиля, Иордании и Палестинской автономии)

  5. Русская

  6. Грузинская

  7. Сербская (территория Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии и Черногории)

  8. Румынская

  9. Болгарская

  10. Кипрская

  11. Элладская (Греческая)

  12. Албанская

  13. Польская

  14. Чешских земель и Словакии

  15. Американская (территория США и Канады)

и 4 автономных:

  1. Синайская (входит в состав Иерусалимского патриархата)

  2. Финляндская (находится в юрисдикции Константинопольского патриархата)

  3. Японская (входит в состав Московского патриархата)

  4. Китайская (находится в юрисдикции Московского патриархата).

Каждая церковь получила свою автокефалию или автономию в силу определенных исторических событий. Так, например, самая молодая Американская православная церковь стала автокефальной в 1970 году. В 20-м веке в США православие очень часто ассоциировалось с Россией, а точнее с Советским Союзом и с коммунизмом. Это обстоятельство вызывало у американцев определенное отторжение к православию. Чтобы преодолеть это, Русская православная церковь даровала своим епархиям на американском континенте автокефалию, то есть полную независимость и свободу. Это было сделано с соблюдением всех церковных правил (канонов).

Бывают случаи, когда автокефалии пытаются добиться совсем незаконным (неканоническим) путем. Так, например, бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко), будучи митрополитом Киевским и всея Украины, в 1992 году объявил об автокефалии Украинской православной церкви, а себя возвел в ранг патриарха. Ни одна из 15 поместных церквей не признала данной автокефалии. Поэтому сегодня на территории Украины помимо канонических православных приходов, существуют еще неканонические (раскольнические). В 2018 году неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) объединились и сейчас в соседней стране действует Православная Церковь Украины (ПЦУ). Сложность состоит в том, каноничность ПЦУ помимо Константинопольской церкви (с подачи которой ПЦУ образовалось) признала еще Элладская православная церковь.

Автокефалию Американской православной церкви тоже признали не все абсолютно. Но те церкви, которые по определенным причинам не признали ее юридического статуса, тем не менее, признают Американскую церковь вполне канонической, рассматривают ее как самоуправляемую часть Русской православной церкви и имеют с ней так называемое «Евхаристическое общение». То есть православный румын, серб или араб, спокойно могут причащаться и участвовать в других церковных таинствах в любом русском или американском православном храме. Точно таким же правом обладают православные русские и американцы по отношению к другим поместным церквям.

Ситуация изменилась после 2018 года, когда священноначалие Русской православной церкви (РПЦ) объявило о прекращении евхаристического общения с Константинопольской церковью. Причиной тому послужила ситуация с Украинской церковью. В 2019 году каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ) признало священноначалие Элладской (греческой) православной церкви. В результате русская церковь прервала евхаристическое общение и с этой поместной православной церковью. На сегодняшний день мы наблюдаем раздробленность в православном мире. Как будут развиваться события дальше, спрогнозировать сложно. Хочется верить, что по всем разногласиям будет достигнут консенсус и снова наступит единство, которое было раньше.

Не смотря на политические разногласия, все православные церкви объединяет общее вероучение, то есть во всех поместных и автономных церквях исповедуют такой же Символ веры как и в Русской православной церкви. Неправильно думать, что православные церкви объединяет язык богослужений. На церковнославянском языке молятся далеко не во всех православных церквях, а только в русской, сербской, болгарской, польской и чешской. Кроме того, в сербской и болгарской церквях богослужения еще совершаются также и на национальных языках. У каждой церкви могут быть свои какие-то обрядовые особенности. Даже календарями мы пользуемся разными. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская используют юлианский календарь, а все остальные применяются так называемый «Новоюлианский», то есть Рождество Христово они празднуют 25 декабря и другие непереходящие праздники тоже как и католики. Пасха же празднуется всем православным миром в один день, за исключением Финляндской Церкви, где используется метод вычисления даты празднования такой же как в католической церкви. Главное не забывать, что календарь – это всего лишь астрономическое изобретение и календарный вопрос не является вероучительным. Самое главное то, что, несмотря на все существующие между нашими церквями различия мы сохраняем Евхаристическое общение.

Евхаристического общения у нас нет с Римо-Католической церковью с 1054 года, когда произошел раскол. Но кроме этого, был в истории церкви еще один раскол в 451 году, когда в г. Халкидоне состоялся IV Вселенский собор, на котором приняли догмат о двух природах в Иисусе Христе. Четыре церкви не приняли этот догмат, и теперь тех, кто принадлежит к этим церквям, мы называемым монофезитами, а сами церкви дохалкидонскими или древневосточными. Это Коптская церковь (территория Египта), Эфиопская, Сиро-Яковитская (территория Сирии) и Армянская.

Есть еще так называемая униатская или греко-католическая церковь. В 1596 г. в г. Бресте ряд епископов Киевской митрополии заключили союз (унию) с Римо-католической церковью. По условиям договора подписавшиеся признали власть папы римского и приняли католическое вероучение, сохранилось только право служить по православному обряду и на церковнославянском языке. Мы православные христиане не имеем евхаристического общения с униатской церковью.

В истории Русской православной церкви в 17-м веке произошел раскол, который породил еще одну юрисдикцию – Русскую православную старообрядческую церковь. В народе их еще называют «староверами». Патриарх Никон стремился привести церковные обряды и богослужение к единообразию с православными греками. Для этого были проведены соответствующие реформы, которые никак не касались вероучения. Нашлись те, кто предпочли остаться верными старым обрядам, а не матери церкви и ушли в раскол. Со старообрядцами у нас тоже нет евхаристического общения.

Несмотря на множество расколов, мы исповедуем веру в единую истинную Церковь –  православную, которая нам дана для нашего спасения от власти греха и вечной смерти. Что касается вопроса, возможно ли спасение в неправославных церквях, то здесь лучше всего привести слова святителя Феофана Затворника: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну».

Святая
Сразу следует отметить, что Церковь – это сообщество не одних святых, а в первую очередь спасаемых. Когда Иисуса Христа упрекали, что Он ест и пьет с мытарями[1] и грешниками, то Спаситель ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Церковь освящена Самим Богом, поэтому: «В Церкви нет места греху, но она существует для грешников» (протоиерей Александр Шмеман).

Соборная
Синонимом к этому слову может послужить прилагательное «вселенская» или «кафолическая». Православная Церковь распространяется на всю вселенную, поэтому не имеет границ ни государственных, ни этнических. Человек абсолютно любого гражданства, расы, пола, возраста и социального положения может стать членом церкви.

Неправильно ассоциировать принадлежность к православной церкви с какой-то национальностью. Так, например, в Западной Беларуси слово православный воспринимается чуть ли не как синоним слову «русский», в то же время католиков отождествляют с поляками. Хотя православным вполне может быть как белорус, так и поляк. Ведь существует же Польская православная церковь, членами которой являются не только этнические белорусы, проживающие на территории Польши, но и коренные поляки.

В каждой поместной православной церкви могут быть какие-то свои национальные особенности, но это никак не сужает православие к каким-то определенным нациям. Православным может стать абсолютно любой человек.

Апостольская
Апостолы рукополагали (посвящали) епископов, то есть преемников, для основанных христианских общин. Епископам поручалось духовное окормление верующих и совершение Таинств. Епископы в свою очередь через рукоположение передавали право священнодействий священникам. Таким образом, в Православной Церкви сохранилось апостольское преемство, то есть у каждого священника можно проследить «родословную» рукоположений, у истоков которой будет стоять кто-нибудь из апостолов.

Апостолы, то есть ближайшие  ученики Иисуса Христа, послужили основанием Церкви. Можно сравнить их с закваской из Евангельской притчи, которую женщина положила в три меры муки, и все вскисло (Мф. 13, 33). Так и апостолы были первыми христианскими проповедниками и заквасили весь мир верой в Иисуса Христа Спасителя Бога нашего.
Православная Церковь сохранила все от апостолов. Конечно, в наше время церковная действительность не идентична апостольскому периоду. Ведь Церковь эволюционировала (т.е. развивалась). Например, то же богослужение формировалось на протяжении длительного периода времени, но мы сохранили именно апостольский дух.

Наша единая, святая, соборная и апостольская церковь именуется еще православной, потому что мы сохраняем учение как правильно славить Бога. Лучше всего прославлять своего Создателя своей праведной жизнью. У нас, православных христиан, для этого есть все необходимое – это Церковь, где через совместную молитву и участие в таинствах, мы получаем подкрепление своих духовных сил.

[1] Мытарь – это аналог современному налоговому инспектору. Мытари собирали дань со своих соотечественников-евреев на оккупантов римлян, за что конечно были всеми ненавидимы и презираемы. Поэтому слово «мытарь» было синонимом слова «грешник».
Tags: Жизнь церковная, Католики, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Национальный вопрос, Церковное сознание
Subscribe

Posts from This Journal “Церковное сознание” Tag

  • Основание христианства – Христос

    В одном чате под названием «Христианские беседы с атеистами» у меня была дискуссия. Я старался кратко возражать тем, с кем был не…

  • Задачи Церкви

    У Церкви только две задачи: быть причастием Духу Святому и являемому и даруемому Им Царству будущего века, свидетельствовать об этом перед…

  • Собирать общину

    Чаще всего на семинарах и конференциях по миссионерству можно услышать, что одной из главных целей для миссии – это собирание людей вокруг…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments