alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Рад бы в рай, да деньги не пускают

Одна верующая интеллигентная женщина спросила у меня, почему в православных храмах не могут обходиться без денег. Она имела в виду, что прихожан просят жертвовать почти за все: за свечи, за поминальные записки, за исполнение таинств и т.д.

Я ей объяснил, что храм, как и любое здание, нуждается в уходе: уборка, ремонт, коммунальные услуги и т.д. На все это нужны финансовые средства. Можно было бы конечно отказаться от существующей ныне практики собирания пожертвований, если бы было постоянное финансирование церкви, например, из госбюджета за счет налогоплательщиков. Однако это не возможно, потому что государство у нас светское. Также у нас нет практики десятины, как, например, в Германии у людей 10% от зарплаты отчисляется на церковь. Вот поэтому и приходится надеяться на пожертвования прихожан.

Если оглянуться вокруг, то мы увидим, что обходиться без денег сейчас не может никто. Даже в том же детском саду есть платные кружки, а ремонт сада в целом или группы не обходится без финансовой помощи родителей. Аналогичная ситуация и в школе. Но при всех схожестях есть и существенное различие. В тот же школьный буфет бессмысленно приходить без денег, потому что оттуда ничего не унесешь. Из храма же можно выйти наполненным благодатью Божьей, которая бесценна.

Теперь, что касается «цен». Чаще всего именно так называют в народе те суммы, которые рекомендуют жертвовать за определенные священнодействия (крещение, венчание и др.). Смущает такая практика многих и по непонятным мне причинам осуждается из-за этого вся церковь в целом. Приведу такой пример. В город собирается приехать симфонический оркестр и дать концерт классической музыки. На афишах разместили информацию не только о дате и времени выступления, но и цены за билеты. Сомневаюсь я, что кто-то по причине дорогой стоимости билетов станет критиковать такие произведениях как «Лунная соната» Бетховена, «Турецкий марш» Моцарта или «Авве Мария» Шуберта. Сказать что-либо плохое о классической музыке в целом ни у кого язык не повернется.

Когда денег нет, то попасть на концерт классической музыки можно только при определенных условиях. Например, кто-то подарит билет или же надо быть работником дома культуры, чтобы хотя бы, стоя за кулисой, послушать вживую легендарные произведения. В церкви же все обстоит совсем по-другому. Есть рекомендуемый размер пожертвования.  Если вы хотите пожертвовать больше, то вашей жертве будут только рады. Если же у вас нет возможности внести рекомендуемое пожертвование, тогда обратитесь к настоятелю. Сколько знаю настоятелей, никто не отказывает в исполнении того или иного священнодействия без пожертвований. В то же время знаю многих людей, которым даже нравится, когда им называют конкретную сумму для пожертвования. Как они сами говорят, им так проще.

Помню, как был на открытом собрании Анонимных Алкоголиков и один мужчина спросил меня опять же про «цены». Он привел в пример, что их сообщество тоже существует за добровольные пожертвования их членов, однако никто на собраниях не фиксирует именно размер жертвы. Однако я напомнил ему, что, когда они организовывают крупномасштабные мероприятия (форумы), то для участников всегда есть денежный регистрационный взнос. Причем он всегда фиксированный. Хоть тут делается все аналогично как в церкви, но ни у кого никаких смущений не возникает.

Многие, когда стремятся упрекнуть церковь за финансовую деятельность, припоминают как Христос прогнал из Иерусалимского храма всех бизнесменов. Их можно так назвать, если выражаться современным языком. Но давайте разберемся, что же тогда происходило в столице Израиля. Иудей приходил в храм (он был единственный), чтобы принести Богу в жертву животное, которое мог купить, например, на городском рынке. Священник осматривал это животное на наличие дефектов. Если таковые имелись, то животное признавалось непригодным для жертвоприношения. Человеку сразу предлагался альтернативный вариант – купить животное на территории храма. Цены там были значительно выше, а торгующие своей прибылью делились со своими поставщиками клиентов, то есть со священниками. Не трудно догадаться, насколько священники были заинтересованы найти какой-нибудь дефект у принесенных с рынка животных, даже если таковых там не было. Погром, который устроил Христос, - это была Его реакция на все то безобразие, которое там творилось.

А теперь перенесемся в наши современные христианские храмы. У нас совершается общая бескровная жертва, когда принесенные в храм хлеб и вино освящаются в Тело и Кровь Христа. Делается это для того, чтобы через вкушение божественных Тело и Крови под видом хлеба и вина, соединиться с Богом. По-другому это еще называется Таинством Причащения или Евхаристией. Принять участие в Евхаристической жертве может любой крещеный православный христианин, не зависимо от того есть у него деньги или их вовсе нет.

Конечно, перед причастием люди ходят на исповедь, а там обычно стоит ящичек, в который бросают деньги. Все именно так, но только, если человек ничего не положит в этот ящичек, то в исповеди ему не откажут. Вот, например, в том же ресторане или кафе ведь никто никого не обязывает официантам оставлять чаевые. Так и в храме, каждый имеет право воздержаться от пожертвования.

Свечи, которые мы ставим в храме на подсвечниках – это тоже жертва, только частная. Каждая свеча – это наша жертва Богу и храму. Знаю, что обычно не приветствуется, когда человек приносит свои свечи, купленные где-то в другом месте (там могут быть дешевле, например). Все дело в том, что в таких случаях в казну храма ничего не попадает. Кто-нибудь может возразить: «Я хочу пожертвовать только Богу, а не храму!» Однако храмы строятся не для того, чтобы каждый зашедший мог там реализовывать свои любые желания. Главное назначение храма – служение Евхаристии (всеобщей жертвы). Тем, кто не согласен, могу предложить следующее. Постройте храм сами, содержите его и зажигайте там свечи какие захотите. В чужой же монастырь, как всем известно, со своим уставом не лезут.

Напомню одну простую истину. В церковь можно приходить, не имея ни копейки при себе. Здесь я сошлюсь на собственный опыт. Я начал воцерковляться в довольно раннем возрасте, когда еще был школьником. Карманных денег у меня никогда не было. В церковь ходил регулярно, не реже чем раз в неделю. Свечек не ставил, поминальных записок не подавал, на храм не жертвовал. Я просто приходил, молился и участвовал в церковных таинствах (исповедь, причастие). Молился не только за себя, но и за своих родственников как живых, так и умерших (усопших). Когда поступил в техникум, у меня наконец-то появились свои деньги, я получал стипендию и премии за участие в самодеятельности. У меня появилась возможность ставить свечи и подавать записки. Однако делал я это без фанатизма. Получив стипендию, я мог заказать сорокуст, а потом целый месяц в церкви не потратить ни копейки.

Однажды на одной из наших молодежных внебогослужебных встреч затронули вопрос денежных пожертвований в церкви. Я сказал нашим юным прихожанам, чтобы не смущались, что не могут поставить свечку или подать записку, потому что они, когда приходят в храм, и так жертвуют своим свободным временем.

Не раз доводилось слышать, что священники проповедуют одно, а сами не живут, как учат других. Люди имеют в виду, что у представителей духовенства образ жизни порой совсем не скромный. Самое забавное в этом то, что такие возмущения обычно можно услышать от тех, кто в церковь не ходит и соответственно не слушает проповедей священников и, наверное, Евангелие тоже не читают. Церковь не учит и никогда не учила, что все верующие должны жить в бедности, а богатство – это зло. Христос учил нас не привязываться своим сердцем к земным сокровищам. Вот почему Он сказал богатому юноше пойти раздать все его имение (Мф. 19, 21). Но Иисус не призывал так поступать абсолютно всех, кто в Него уверует. Тому же Закхею мытарю, который сказал, что половину своего имения раздаст нищим, Христос не сказал раздать и вторую половину (Лк. 19, 8-10).

Для меня остается непонятным как богатство отдельного священника или, например, патриарха может влиять на отношения с Богом? Ведь никто же не перестает ходить в кинотеатр, потому что кинозвезды живут в роскошных особняках и катаются на дорогущих яхтах. Сама по себе киноиндустрия никак не умоляет достоинства такого вида искусства как кино.

Бывает и так, что люди совсем недоумевают, как можно зарабатывать на религии. Именно так большинством расценивается то, что священники получают жалование за свое служение из пожертвований прихожан. Но разве в этом есть что-то крамольное? Пушкин был первым русским поэтом, который стал получать гонорары за свои стихи. Ведь от этого творчество великого классика не стало менее достойным, да и Александра Сергеевича за это никто не осуждает?

Если же кто-то в религии видит лишь один бизнес и ничего более, то их можно лишь пожалеть. Вот, например, есть семейные пары, которые усыновляют детей из детского дома. Кто-то смотрит на этих родителей с восхищением, а мне встречались и такие, кто подсчитывал, сколько они получают денег за усыновление.

Ну а теперь ответьте сами себе на следующие вопросы. Скажите, что с каждым из вас произойдет, если вы, придя в храм, не оставите там ни копейки? Разве вам набитый кошелек с деньгами будет мешать молиться? Может, вам неудобно будет прикладываться к иконам или другим святыням, потому что деньги из карманов начнут выпадать? Надеюсь вопросы эти риторические.

Тем, кто не ходит в церковь, потому что кто-то ездит на дорогих машинах, отвечу следующее. У одного человека спросили, почему он никогда не моется. На что он ответил: «Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла». Кто-то подумал: «Без мыла никак, а вот без церкви обойтись можно». Лично я разницу вижу в другом. Когда вы приходите в магазин без денег или вам просто жалко платить за мыло, то бесплатно его вам все равно не дадут. А вот, когда вы заходите в храм с деньгами или без денег, Господь никогда не пожалеет для вас Своей благодати. Только сколько вы сможете ее принять, вопрос уже другой.
Tags: Апологетика, Денежный соблазн, Жизнь церковная, Мои раздумья, Мои статьи
Subscribe

Posts from This Journal “Денежный соблазн” Tag

  • 8-я заповедь. Не кради.

    Запрещается кража абсолютно любого характера: воровство, грабительство, присвоение чужого, мошенничество, вымогательство, шантаж, взятничество и…

  • Церковь без денег

    Спросила у меня одна верующая интеллигентная женщина, почему в православных храмах не могут обходиться без денег. Она имела в виду, что прихожан…

  • Екатеринбургские понты

    Путешествуя по городам России, заметил, что есть бизнесмены, у которых иногда появляется желание построить храм. Причем место для строительства они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment