alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Пора к психиатру

Основные показания для направления к психиатру

1.      Депрессивные состояния с антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями.
2. Состояния резкой заторможенности с ограничением или отказом от приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенность в особой своей правоте, утрата «чувства пасхальной радости».
3. Упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера.
4. Тяжелые нарушения сна.
5. Состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота.
6. Депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, снижением уровня социальной адаптации.
7.Чувство богооставленности, утраты смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие».
8. Идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна.
9. Состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с идеями общественного или церковного переустройства.
10. Эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, рискованные и антиобщественные поступки, ранее не свойственные человеку грубые  расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм).
11. Высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения s соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними).
12. Ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, идеи бесоодержимости, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения.
13.Появление навязчивых идей загрязнения, мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные поступки, наличие навязчивых идей хульного содержания.
14. Нарастающее падение работоспособности, утомляемость, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой истарческий возраст).
15.Патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (молодой возраст).

Важно отметить, что священник, столкнувшийся с необходимостью направить больного на консультацию к психиатру, может испытывать определенные затруднения в том, каким образом объяснить человеку, который пришел в Церковь за духовной помощью и поддержкой, необходимость обращения к врачу и проведения лечения. Тактичный разговор с верующим и формулировка необходимых аргументов в каждом индивидуальном случае задача действительно непростая, но опыт свидетельствует, что ей сложность несколько преувеличена. Важно осознавать, что у большинства душевнобольных есть внутреннее понимание, что они находятся в ненормальном, патологическом состоянии, даже когда они громко доказывают противоположное. В тех случаях, когда человек длительное время находился под духовным окормлением данного священника и воспринимает священника как «духовного отца», заболевший во многих случаях «по благословению», «в качестве послушания» готов пойти к психиатру (психотерапевту, психоневрологу). Священник не может и не должен категорично заявлять  о наличии у человека психического расстройства — это может быть только догадка, о которой  можно  говорить  только  в   очень  деликатной,  но настойчивой      форме.      Формулировки      типа      «лучше проконсультироваться, "провериться" у врача-специалиста», «эти явления  могут  иметь  физическую  природу,  это  связано  с определенными процессами в организме» вполне уместны в такой ситуации. Сложнее подобную информацию донести до людей, не знакомых ранее священнику и не являющихся его постоянными прихожанами, но которые, тем не менее, подошли к нему со своими проблемами и вопросами.

Даже если признаки психического расстройства становятсяочевидными священнику за  несколько   секунд  общения  — необходимо все же проявить терпение, постараться уделить пришедшему достаточно времени, подробно с ним поговорить, вникнуть в его проблемы, дать возможность человеку почувствовать, что священнику небезразлична его судьба, что он заинтересован, эмоционально включен и действительно хочет ему помочь. Часто оказывается, что такой человек уже обращался к врачам и тогда задача священника — восстановить доверие к врачу или дать понять, что пришло время опять получить медицинскую помощь. Необходимо помнить, что в каком бы «безумном» состоянии не находился психически больной человек — он всегда очень   тонко   чувствует   отношение   окружающих,   особенно значимых для него людей, какими зачастую являются священник или врач. Только когда человек ощущает уважительное, серьезное и бережное внимание к себе, понимает, что к нему относятся с любовью     он,   может   быть, будет готов выстраивать конструктивные отношения сотрудничества со священником, а также специалистами в области психического здоровья, следовать их наставлениям, советам, рекомендациям и лечебным мероприятиям.

Существуют некоторые состояния, требующие неотложной, срочной госпитализации больного в психиатрический стационар без его согласия, вопреки его воле и желанию. Порядок недобровольной госпитализации определяется законодательством и осуществляется в ситуациях, когда больной по своему психическому состоянию представляет угрозу себе (реальная опасность самоубийства) или окружающим, а также в случаях его крайней беспомощности (неспособности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности).

Пастырская забота о психически больных людях требует постоянного памятования о том, что кроме обычных сложностей в общении все время будет присутствовать медицинская составляющая, к которой священник может оказаться не готов. В таких случаях очень важно быть уверенным, что пасомый получает квалифицированную врачебную помощь, поддерживать отношения больного с врачом, а иногда и помогать врачу в осуществлении лечения.

Священнику придется сталкиваться со случаями искажения и деформации духовной жизни при некоторых психических заболеваниях, с невозможностью понимания сущности церковного предания и традиций, с нарушением критического отношения к собственной личности и формированием патологического религиозного поведения, с вытеснением стремления к полноценной духовной жизни, утрированным исполнением религиозных ритуалов.

Священник и врач должны осуществлять свою помощь больному в согласии и доверии друг другу, иначе их забота может вылиться в дополнительные испытания и иногда непереносимые тяготы для самого больного.
                                                                                         докотор медицинских наук
В.Г. Коледа
из книги «Основы пастырской психиатрии»
Tags: Жизнь церковная, Приход, Психология, Священство
Subscribe

Posts from This Journal “Психология” Tag

  • В поисках православного психолога

    Думаю, что сложность состоит в том, что многие люди, которые считают себя верующими православными, совсем не доверяют психологам. Чтобы у них…

  • Психологический и духовный подход

    — Чем отличается психологический подход от подхода духовного? Как понять, в каких случаях тебе надо больше поститься, молиться и смиряться,…

  • Выгорание священника

    — Пресловутое выгорание: некоторые утверждают, что это не проблема, не повод для сочувствия. Это — грех. Мол, у всех бывает, а кто не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments