alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Единение с Богом (о таинстве причащения)

Православное христианство предлагает нам совершенно особые отношения с Богом. Для этого вовсе не нужно ждать, когда наступит физическая смерть или закончится длинная череда перевоплощений. Близость Бога мы можем ощутить уже сейчас в нашей повседневной жизни. Причем это будет не просто неким самовнушением или результатом длительных медитаций. Кроме того, мы можем не просто ощутить близость, но соединиться с Богом на самом видимом, материальном уровне в Таинстве Евхаристии или по-другому Причащения.

Первая Евхаристия описана в Библии. Она была совершена, когда Иисус Христос вместе со Своими учениками праздновал ветхозаветную пасху. Этот праздник был посвящен воспоминанию, когда Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Во время праздничного ужина Спаситель благословил, преломил хлеб и дал его апостолам, а затем благословив чашу с вином, подал Своим ученикам, сказав при этом: «Это Тело Мое... это Кровь Моя» (Мф. 26:26, 28).  Основываясь на этих словах Спасителя, мы верим, что хлеб и вино, которые верующие приносят в дар Богу во время Евхаристии, действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Ни хлеб, ни вино не меняют своих внешних признаков (форму, цвет, запах, вкус), но православные христиане верят, что это именно Божественные Тело и Кровь. Объяснить, как все это происходит, только с помощью одних слов очень непросто. Тут присутствует мистический или таинственный момент. Поэтому и называется всё это ТАИНСТВОМ Евхаристии (от греч. слова «эвхаристо» - спасибо).
Совершается Таинство Евхаристии во время главного богослужения за Божественной литургией. Слово «литургия» греческого происхождения и означает «общее дело». Получается, что не священник что-то «шаманит» с принесенными хлебом и вином, а все молящиеся участвуют вместе в этом Таинстве. Священник является предстоятелем перед Богом от народа и исполнителем священнодействий.

На заре христианства Евхаристию совершали апостолы. Для основанных христианских общин они посвящали (рукополагали) преемников, то есть епископов, которым поручалось духовное окормление верующих и совершение Таинств. Епископы в свою очередь через рукоположение передавали право священнодействий священникам. Таким образом, в Православной Церкви сохранилось апостольское преемство, то есть у каждого священника можно проследить «родословную» рукоположений, и у истоков которой будет стоять кто-нибудь из апостолов.

На совершение Таинства Евхаристии никак не влияет уровень нравственности или духовности священнослужителя. В любом случае таиносовершителем является Господь, а священник служит «инструментом» в руках Божьих.

Слово же «причастие» означает то, что мы в Таинстве Евхаристии приобщаемся к Иисусу Христу. Получается, что мы при этом становимся причастны к Самому Богу.

«Человек есть то, что он ест», - сказал философ Людвиг Фейербах. И мы, христиане, едим Плоть и Кровь нашего Бога, то есть усваиваем Его, Его учение и Его жизнь; мы сами становимся тем, что едим. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», - говорил святой Афанасий Великий, один из раннехристианских писателей.

С IV века в Православной Церкви причащают людей из одной Чаши и одной ложечкой. У многих людей это вызывает  брезгливость. Это вполне естественно, так как можно увидеть в очереди к причастию самых разных людей. Но здесь можно очень легко всех успокоить. Каждый раз после того, как подойдет последний причастник, Чаша не остается  пустой. Содержимое  ее  никогда  не выбрасывается, а съедается  священнослужителем той самой ложечкой, которой причащались даже больные люди. Множество раз доводилось мне после литургии потреблять оставшиеся в Чаше Тело и Кровь. Никакой болезнью я не заразился через Евхаристическую Чашу. Кроме меня, людей в духовном сане очень много, но не найти никого среди духовенства, кто чем-нибудь заболел бы после причастия.

Тут даже теоретически трудно предположить, что можно заразиться, потому что мы причащаемся «во исцеление души и тела». Если же наша вера столь слаба, что чувство брезгливости нас не оставляет, то лучше не подходить к Чаше. Лучше выждать, когда наша вера окрепнет и мы без всякой ложной боязни сможем подойти к Самому Христу. Чтобы причастие этим дарам послужило нам не в осуждение, а в оставление грехов, в исцеление души и тела и в жизнь вечную.

Может возникнуть вполне естественный вопрос:  как  часто  нужно  причащаться?  Разные священники советуют по-разному. Кто-то говорит, что достаточно раз в месяц, кто-то говорит, что раз в 2 месяца, а кто-то скажет, что через воскресенье. Встречаются и такие мнения, что христиане должны причащаться за каждой литургией, на которой они присутствуют. Некоторые люди считают обязательным условием причаститься в свой День рождения или в день памяти святого, имя которого они носят. Но не зависимо от того, как часто или редко мы причащались, к Таинству нужно подходить с благоговением и трепетом, при этом не надо забывать, что вкушаем мы не просто хлеб и вино, а Само Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые прихожане отслеживают, причастились они в этом месяце или нет, а также, покупая новый календарь, отмечают там маркером дни, в которые необходимо идти в храм для причастия. Наверное можно делать и так. Но есть и другой совет. Соединившись со Христом в Таинстве Евхаристии, мы должны хранить в себе полученную благодать. Когда наша душа ощутит голод в пище духовной, не нужно заставлять ее ждать. Литургию можно еще назвать «Божественной трапезой», за которой каждый имеет возможность насытить свою душу сполна. Дай Бог, конечно, каждому из нас дорасти до такого духовного состояния, чтобы нам хотелось причащаться за каждой Божественной литургией, на которой мы присутствуем (как это делали первые христиане), а не только перед большими праздниками во время установленных Церковью постов или когда приходим заказать панихиду за почившего родственника.

Чаще всего люди, которые причащаются очень редко, ссылаются на то, что они недостойны приступать к Таинству. Но ведь причащение раз в два месяца достойными нас не делает. Также сейчас очень распространена практика трехдневной подготовки, которая называется «говением». За эти три дня человек должен попоститься, вычитать немалое количество молитв и только после этого уже может подходить к Чаше. Вот только здесь есть одно «но». С какой бы периодичностью мы ни причащались, сколько бы дней ни постились и сколько бы молитв ни вычитывали, достойнее от этого мы не станем. Рассудите сами: может ли грешный человек (безгрешным был только Христос, но Он был Богочеловеком) быть достойным, чтобы принять в себя Самого Бога? Это очень важно уяснить, потому что именно осознавая свое недостоинство, мы надеемся на милость Бога, Который преподает нам Свое Тело и Кровь.

Здесь нельзя всех грести под одну гребенку и указывать каждому, что нужно три или даже больше дней говеть. Также сказать, что говение совсем никому не нужно, тоже нельзя. Строгий пост накануне причастия, когда мы с 12 часов ночи ничего не едим и не пьем, распространяется на всех. Но даже здесь могут быть исключения, которые нужно обсуждать в личных беседах со священнослужителями. Немаловажным является то, что все предписания относительно причастия должны нас именно подготавливать к этому Таинству, но никак не отдалять от него. Если человек в силу объективных причин не может вычитать все положенные молитвы или попоститься определенный период времени, то здесь каждый должен для себя решить следующее. Что важнее: ждать удобного случая, чтобы выполнить все буквы закона и оставаться без причастия или же с благословения священника нарушить какое-то предписание, но все-таки приобщиться ко Христу?

Вообще, вся наша жизнь должна быть подготовкой к следующему причастию. А иначе получается: причастились и можно расслабиться на два месяца, а потом поговели, почитали необходимые молитвы и все - мы достойны подходить к Чаше. Это выглядит даже абсурдно.

Состояние, когда в нас есть мысль или желание совершить грех, называется искушением. Когда мы бываем подвержены какому-нибудь искушению, то удержать нас от греха может память: «Как я после этого смогу подойти к Чаше?» А к Чаше - это значит к Самому Христу. Именно здесь и зарождается память о том, что мы христиане.
Tags: Жизнь духовная, Жизнь церковная, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Причастие
Subscribe

Posts from This Journal “Причастие” Tag

  • Подготовка к таинствам

    К верному восприятию таинства человек должен внутренно, а постольку и внешне, подготовиться: он должен очистить свою душу от всего…

  • Собирать общину

    Чаще всего на семинарах и конференциях по миссионерству можно услышать, что одной из главных целей для миссии – это собирание людей вокруг…

  • После Христа осталась не Библия

    Христос не оставил после Себя никаких книг и даже в имеющихся новозаветных книгах Библии не написано ничего Его рукой. Слова Иисуса, которые мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments