alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Первородный грех

Есть в нашем православном вероучении догмат о первородном грехе, согласно которому в результате грехопадения первых людей появилась смерть. Современная наука говорит нам, что смерть в природе была еще до появления человека. Например, те же динозавры вымерли задолго до того, как по земле стали ходить люди. И тут у многих возникает недоразумение, как сопоставить учение церкви и данные науки?

Я не собираюсь подвергать сомнению какой-либо догмат церкви. Просто попытаюсь объяснить, в чем состоит суть учения о первородном грехе. Сразу отмечу, что библейское повествование о грехопадении первых людей повествуется на языке символов и мифов. Не надо этим смущаться. Ведь родители, отвечая малолетнему ребенку на вопрос, откуда берутся дети, тоже используют мифы про аистов и капусту. Но кроме «капустного» объяснения существует, конечно же, еще научное. Так что же тогда такое произошло, что мы называем «первородным грехом», а Библия описала как рассказ про Адама и Еву? Процитирую несколько абзацев из книги отца Александра Меня «Магизм и единобожие»:

«За учением о Грехопадении кроется какой-то факт. Против этого нельзя возразить не только с библейских, но и с научных позиций. Те, кто изучает истоки человеческого рода, все чаще приходят к выводу о «взрывном», катастрофическом характере финального момента «очеловечивания». Психоанализ, исследуя надломы душевной жизни человека, видит в них рубцы тех ран, которые она получила в период становления человека как самосознающего существа (см.: E. Fromm. The Sane Society, p. 23 ff).

Есть много оснований полагать, что дисгармоничность человека имеет некий исходный пункт, что его изломанность есть результат какой-то изначальной неправильности развития, какого-то искажения или духовной болезни вида в целом.

Естественным будет предположить, что первая фаза существования человека должна была характеризоваться гармоничностью и силой его первозданного духа. Телесно человек был плодом трудного эволюционного пути; но дух его обладал потенциальной возможностью полностью преодолеть ветхие природные законы. В общечеловеческой памяти хранятся смутные отблески этого часа зари. Не он ли отражается в древних мифах о золотом веке в блаженном крае?

Первоначальное человечество (представленное одним, двумя или сотней индивидов - не столь уж важно) изменило своему божественному призванию, воспротивилось Творцу и тем самым отпало от Него. Таков смысл библейского сказания, и об этом говорит нам вся история религии, которая составляет стержень духовной истории человечества.

Для нас Первородный Грех, по выражению Булгакова, уже не «событие, но состояние», однако состояние это порождено мистическим событием. Здесь нет речи о внешней каре за грех одного предка, но обнаруживается следствие надлома и поврежденности всего духовного организма Человечества. Антропологи и психоаналитики назовут это наследием того, что человек, обретший самосознание, не сумел найти гармоничную «соотнесенность» между собой и миром, а Библия, проникая глубже, говорит о том, что, прежде всего человек утратил гармоничную «соотнесенность» между собой и Богом».

А что касается смерти, то нужно различать смерть физическую и смерть духовную. Наука нам говорит, что физическая смерть была в природе еще до появления человека, а сам человек имеет животное происхождение. С религиозной же точки зрения человек является еще и духовным существом. В Библии это описано так: «Господь Бог создал человека из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни, и стал тот твореньем живым» (Быт. 2, 7). Сразу следует отметить, что не обязательно понимать под «прахом земным» какой-то вид почвы, например, глину. На языке Библии словом «земля» обозначается все произошедшее из нее. Так «землей» Бог назвал даже уже сотворенного человека: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (на славянском: «земля еси и в землю отидеши») (Быт. 3, 19). Мы не знаем точно, какую именно «землю» использовал Господь для создания человеческого тела. Ясно только то, что это был особый материал, который ранее уже подвергался Божьему воздействию. Не исключено, что для этого могло послужить некое животное. Если сопоставить с наукой, то получается следующее. Некое живое существо Бог наделил духом и появился новый биологический вид, который ученые называют homo sapiens, а в Библии он представлен «Адамом». В древнееврейском языке, на котором изначально писалась Библия, слово «адам» означает собственно «человек». Итак, homo sapiens обладает не только физиологическим организмом, психикой (душой), но еще и духом.

 Религия не говорит о том, что первый человек был создан абсолютно бессмертным. Адам был сотворен потенциально бессмертным, то есть человек с помощью своего духа мог достичь бессмертия через единение с Богом, и таким образом люди могли преодолеть свою тленность. В Священном Писании это описывается как вкушение плодов от Древа Жизни. Однако человек выбрал другой путь, то есть утратил гармонию между собой и Богом. На языке Библии – это рассказ про вкушение запретного плода. Заметим, однако, что в библейском повествовании после нарушения Божьей заповеди Адам не упал сразу замертво, люди лишь изгоняются из Эдемского сада. Выходит, что по причине собственного греха человек удаляется от Бога – Источника жизни, и таким вот образом, становится смертным.

Как уже было отмечено ранее, физическая смерть была даже до появления людей. Духовная же смерть появилась лишь после того, как в природе появилось духовное существо – homo sapiens. Виновником того, что есть духовная смерть, является человек, который злоупотребил дарованной ему свободой.

То, что Бог наделил людей потенциальным бессмертием, было не просто так. Человек мог через собственное духовное восхождение увлечь всю природу к вечной гармонии. Поэтому последствия первородного греха на себе испытывает не только homo sapiens, но и вся природа. Это и служит религиозным (но не научным) объяснением, почему происходят, например, землетрясения, от чего так много больных детей и др. Как пишет апостол Павел: «Знаем мы, что все сотворенное Богом стенает и, словно при родах, мучается до сих пор» (Рим. 8, 22).

После первородного греха человек был не в состоянии справиться с возложенной на него задачей – привести всё к вечной гармонии. Это сделал богочеловек Иисус Христос, воплотившийся Бог, Второе Лицо Святой Троицы. «И когда мы были бессильны помочь самим себе, Христос в назначенный час умер за людей, отвернувшихся от Бога» (Рим. 5, 6). Бог не просто умер за нас на кресте, но самое главное, что Господь воскрес. Своим воскресением Христос победил самое страшное последствие первородного греха – смерть. Причем победа была совершена не только над духовной смертью, но и над физической.

Механизм исцеления (преображения) человека и всего сотворенного мира уже запущен. «Воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало. Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека. И так же, как связанные происхождением с Адамом все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены» (1 Кор. 15, 20-22). Апостол Павел в своих посланиях, объединяя всех первых людей в Адаме, указывает на то, что Спаситель объединяет Собой всю основанную Им Церковь и всех людей, принадлежащих ей. Еще можно сказать, что христиане – это обновленное человечество, родоначальником которого является Христос. Именно поэтому Иисуса мы называем «новым Адамом».

Окончательно исцеление от первородного греха наступит со Вторым Пришествием Христа. Тогда произойдет всеобщее воскресение. Люди обретут новые преображенные (исцеленные) тела. Обновится полностью природа. Все это произойдет, «чтобы воистину Бог был всё во всём» (1 Кор. 15, 28).
Tags: Библия (Священное Писание), Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Наука, Эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

  • Сомнения в науке

    Когда с отдельными православными заводишь разговор об эволюции, то они начинают воспринимать в штыки все, о чем говорят ученые. Доходит порой до…

  • Эволюция – один из инструментов творения

    Ну, а спор об эволюции, наверное, слишком всем известен, чтобы говорить о нем подробнее. Библия ясно утверждает, что Бог сотворил этот мир и все…

  • Происхождение теории

    Когда я слышу или читаю критику в адрес теории эволюции, то зачастую складывается такое мнение, что критики сами толком не понимают, что такое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments