alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Война между креационизмом и эволюционизмом

Война между креационизмом и эволюционизмом разразилась отнюдь не в святоотеческую эпоху (тогда этой теории просто не было), и отнюдь не на территории Восточной Римской империи. Creation–evolution controversy началась после Первой мировой войны в США и с тех пор остатся характерно американским явлением. Происхождение младоземельного креационизма из среды американских протестантов, само по себе, конечно, не доказывает его ложности — я сейчас не об этом, но побуждает нас обратить внимание на то, что он обусловлен специфически американской религиозной и культурной ситуацией.

Но даже в этой среде эволюция вызывала мало возражений примерно до середины 1920-х годов, и многие консервативные протестанты видели в ней Божий способ творения. Ситуация начала меняться благодаря деятельности видного американского политика Вильяма Дженнингса Брайана (1860—1925). Этот политик обратил внимание на то, что теория эволюции активно использовалась для пропаганды войны, расизма и социал-дарвинизма. Предполагалось, что человеческие расы занимают разные эволюционные ступени, а поддержка бедняков препятствует «эволюции человечества». Сегодня эти взгляды полностью отвергнуты эволюционной биологией, но тогда они были достаточно популярны в определенных кругах. Брайан, искренне выступая против всего этого зла, полагал, что оно коренится в теории Дарвина самой по себе, и развернул решительную кампанию против нее, поддержанную многими американскими протестантами.

Эти усилия привели к запрету преподавания теории эволюции в ряде штатов и знаменитым «обезьяньим процессам». Антиэволюционное движение обрело свой интеллектуальный фундамент в 1961 году с выходом книги Джона Уиткомба и Генри Морриса «Библейский потоп» (The Genesis Flood: The Biblical Record and its Scientific Implications). В книге давалось истолкование имеющихся геологических данных с точки зрения во многом буквального прочтения библейских повествований о творении и потопе.

С тех пор точка зрения, изложенная в этой книге — мир создан несколько тысяч лет назад за буквальные шесть календарных суток — пользуется значительной популярностью в среде американских протестантов. В научных кругах, однако, эта точка зрения не получила признания, и верующие ученые (такие, как, например, выдающийся генетик Френсис Коллинз) принимают эволюцию как Божий путь творения.
Сергей Худиев
журнал «Фома» №11 2012 г
.
Tags: Жизнь церковная, Наука, Протестанты, Эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

  • Сомнения в науке

    Когда с отдельными православными заводишь разговор об эволюции, то они начинают воспринимать в штыки все, о чем говорят ученые. Доходит порой до…

  • Эволюция – один из инструментов творения

    Ну, а спор об эволюции, наверное, слишком всем известен, чтобы говорить о нем подробнее. Библия ясно утверждает, что Бог сотворил этот мир и все…

  • Происхождение теории

    Когда я слышу или читаю критику в адрес теории эволюции, то зачастую складывается такое мнение, что критики сами толком не понимают, что такое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments