alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

СВЯТЫЕ НЕ БЕЗ ГРЕХА

Те, кого в церкви называют святыми, это, конечно же, не безгрешные люди. Мы знаем лишь одного безгрешного человека – это Иисус Христос, Который одновременно и Бог, то есть богочеловек. В житиях святых обычно описываются только добродетели, которыми человек достиг святости. Важно помнить, что житие – это не биография, а особый литературный жанр. О каких-либо грехах, если есть упоминание, то только ради контрастности, чтобы показать, как человек изменил свою жизнь или какие плоды покаяния он принес. Например, в житии святой преподобной Марии Египетской можно прочесть не только об ее аскетических подвигах в пустыне, но и о том, что преподобная Мария в юности была блудницей, то есть проституткой и даже считала, что смысл жизни в блуде. Однако после сорока семи лет в пустыне, которые святая провела в молитве и посте, она достигла того, что могла свободно цитировать Священное Писание, не изучая его, святая Мария во время молитвы возносилась над землей, ходила по воде как по суше и совершала многие другие чудеса. Пример со святой преподобной Марии Египетской напоминает нам о том, что святые – это не те, кто не грешили, а те, кто каялись в своих грехах.
Жития святых
Как уже было сказано ранее, житие – это особый литературный жанр. При составлении житий авторы не стремятся описать все с достоверной точностью. Они вполне могут позволить себе какие-либо преувеличения. Так, например, в житии святого преподобного Серафима Саровского повествуется, что старец стоял на коленях на камне, молясь перед иконой Божьей Матери, 1000 дней и ночей. Было ли так на самом деле? Можно быть уверенными лишь в том, что святой Серафим действительно молился, стоя на камне, возможно, даже часами. Цифра тысяча не является некой фальсификацией. Это всего лишь метафорическая деталь.

Житие святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских еще больше удивляет своей сказочностью. Дело в том, что составитель их жития в 16-м веке использовал образы из народного фольклора, чтобы вызвать большую популярность. В итоге неподготовленный читатель может подумать, что читает не житие святых угодников, а некую русскую былину.

Если сравнить житие святого и его биографию, то это будет примерно как икона святого угодника и его портрет. Художник пишет портрет с максимальной точностью, а иконописец изображает святого в преображенном виде, руководствуясь определенными канонами иконописи. Однозначно, что между портретом и иконой будут общие черты, но в целом это будет два разных изображения.
Святые, но не все
Сегодня святыми мы называем только определенный круг лиц, а не абсолютно всех, принадлежащих к православной церкви. Совсем другая ситуация была на заре христианства. До 4-го века в христианских общинах было принято называть друг друга святыми. В посланиях апостола Павла слово «святой» служит синонимом слову «верующий». Например: «Примите ее для Господа, как прилично святым» (Рим. 16, 2) или «Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых» (Рим. 16, 15). Всех верующих крещеных христиан после смерти продолжали считать святыми и их имена записывали в особый список для молитвенного поминовения. Вернее их даже переписывали из заздравного списка в заупокойный. То есть, если имя человека было в одном из этих списков, то он считался святым.

В 313 году прекратились гонения на христиан, ситуация сильно изменилась. Многие люди стали обращаться в новую верую из-за своих личных корыстных целей. Общины были уже не такими сплоченными и дружными. Церковь была вынуждена выработать особую процедуру объявления умершего праведника святым. Называется этот процесс канонизацией или прославлением. На сегодняшний день существует специальная комиссия по канонизации, которая определяет, кто именно достоин прославления.

После канонизации Божьему угоднику пишутся иконы, составляются молитвословия, в церковный календарь вносится день его памяти. Однако бывает и так, что святость человека может остаться скрытой от людей. Такие случаи даже не единичны. Именно поэтому Церковь установила празднование ВСЕХ святых в первое воскресенье после праздника Пятидесятницы.

Есть благочестивая традиция называть новорожденного ребенка именем какого-нибудь святого. В день его памяти принято поздравлять именинника с Днем Ангела. Эта традиция основана на том, что служение святого угодника, имя которого мы носим, очень схоже со служением нашего ангела-хранителя.
Молитвы святым
Молитвенное воззвание к святым угодникам не делает нас многобожниками, потому что в своих молитвах мы обращаемся к ним не как к неким божкам. Святые – это наши небесные друзья. Молимся мы не столько им, сколько вместе с ними. Если порой мы просим наших знакомых помолиться за нас, то что может нам помешать обращаться с такой же просьбой к святым?
Порой можно услышать, что в определенных обстоятельствах нужно молиться конкретному святому. Например, когда болеешь, святому великомученику Пантелеимону или святителю Луке Крымскому, а когда тяжело дается учеба, то преподобному Сергию Радонежскому. Нецерковный человек в этом опять же может увидеть проявление языческого политеизма. В его глазах это выглядит так, словно есть пантеон разных богов, каждый из которых уполномочен в своей области. На самом деле святые угодники – это люди, и каждый из них со своей жизненной судьбой. Так святой Пантелеимон и святитель Лука были врачами. Они при жизни помогали больным, и теперь верующие люди молитвенно воздыхают к ним, надеясь получить исцеление по их ходатайствам перед Богом или хотя бы духовное утешение и ободрение. По этой же причине школьники и студенты в молитве обращаются к преподобному Сергию Радонежскому, которому в детстве очень тяжело давалась учеба, то есть он испытал это, как говорится, на собственной шкуре. Однако не стоит себя ни в чем ограничивать. Так, когда болеем, можно молиться не только тем святым, которые были врачами, но вообще любому святому или святой. Святых врачей можно молитвенно призывать далеко не только в одних болезнях. К ним можно обращаться с любыми просьбами. Ведь это наши друзья.

Святых угодников очень много и с годами их количество только растет. Иногда неравнодушные прихожане мне говорят, что за огромным множеством святых, люди начинают забывать о главном – о Христе. Наблюдается даже такое, что некоторые верующие вообще перестали молиться Богу, а обращаются в своих молитвах только к святым. Тут же мне предлагают решение этой проблемы – «упразднить весь институт святых». Лично я считаю, что не стоит здесь повторять ошибок протестантов. Проблема, конечно же, есть, но решать ее нужно по-другому. Ведь наличие вопроса наркомании не предполагает собой, что в медицине нужно полностью отказаться от анестезии. Так же в нашей церкви нужно обязательно разъяснять людям, что святые – это всего лишь те, кто находится в окружении Христа, (как впрочем и все другие члены церкви), но не Сам Христос.
Мощи
Останки святых угодников (мощи) тоже не остаются без внимания. Им воздается должное почтение. Здесь нет никакого элемента языческого идолопоклонства, потому что мы не поклоняемся мощам, а чествуем их. Основанием тому служит то, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Выходит, что тело праведника освящается Божьей благодатью не менее чем душа. Прикладываются христиане к останкам святых так же как к их иконам. Молясь у иконы или у мощей святого, верующий человек обращается не к доске с красками или трупу, а к конкретному небожителю.

Мощи могут специально извлечь из могилы, иногда их случайно обнаруживают не подверженных тлению, например, в каком-нибудь фамильном склепе. Если так случается, что останки святых не разлагаются, то называют их «нетленными мощами». Однако даже, если через некоторое время начнется процесс разложения и останется только один скелет, то косточки святого или святой не перестанут быть святыней, и их по-прежнему будут чествовать православные христиане.

От мощей отделяют еще частицы. Это делается для того, чтобы больше людей имели возможность приложиться к мощам какого-нибудь святого. Например, многие православные хотели бы побывать у мощей святителя Николая Чудотворца, которые хранятся в Италии в г. Бари. Не у каждого есть возможность туда доехать, но зато почти в каждом городе есть частичка мощей святителя Николая. Частицы могут монтировать в иконы, в кресты или в специальные ларцы (мощевики). В качестве частицы может быть отщипнутая часть мускулатуры (если она не истлеет), также может быть косточка или даже конечность (например, правая рука или стопа). Прикладываясь к частице мощей, мы прикасаемся к самому̀ святому и приобщаемся ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в этом небожителе.

Само по себе прикосновение к мощам, если совершается без веры и молитвы, ничего не значит. Порой рассказывают комические случаи, как люди по несколько часов стояли в очереди к привезенным мощам, но потом совсем не могли вспомнить, к останкам какого святого они прикладывались. Когда мы стоим у мощей, то следует узнать, что за святой перед нами, прочитать хотя бы краткое его житие. Прикосновение к святыне – это всего лишь дополнение к молитве, но никак не альтернатива ее. Если же кому-то совсем сложно перебороть в себе некое внутреннее неприятие (мол, «зачем целовать труп или чьи-то кости?»), тогда можно ограничиться лишь одной молитвой святому угоднику без прикладывания к его останкам. Греховного в этом ничего не будет и менее православным человек не станет.

Сомнительные святые
Еще некоторых людей порой смущает, как можно считать святыми тех личностей, земная жизнь которых совсем не соответствует определенным идеалам, которые смущающиеся воображают сами себе. Например, очень много недоумений по поводу того, как может быть святым император Николай II? Людям с историческим образованием порой очень сложно совместить в своей голове знания о Николае II, полученные на истфаке, с образом святого человека, который сложился в их представлении. Дело в том, что канонизируя кого-либо, церковь не возводит его в ранг безупречных или безгрешных и не ставит его в пример для подражания. Если святой при жизни чего-то натворил, то прославление для него не является неким оправдательным приговором или решением прокуратуры по реабилитации. Слово «святой» не является синонимом слова «безгрешный». Безгрешным на земле за всю историю был лишь один Человек, и Того распяли. Все же остальные – грешники и даже те, кого мы называем «святыми». У каждого святого может быть прошлое и у каждого грешника может быть будущее.

Прилагательное «святой» означает, что изменился формат молитвы за христианина, который ушел в мир иной. Молитвы за усопших (умерших) христиан – это продолжение нашего общения с другими членами церкви. Физическая смерть не влияет на принадлежность к церкви. Сразу после кончины христианина мы молимся об упокоении его души, служим заупокойные панихиды по нему, но после официального объявления (канонизации) мы молимся уже не о нем, а ему (о молитве святым см. выше). Вместо панихид служим заздравные молебны. Можно сказать так, прославив в лике святых Николая II, православная церковь таким образом установила ему «молитвенный памятник».

Напомню, что в наше время решение, кого называть святым, принимает комиссия по канонизации. Когда с мнением членов комиссии не желает соглашаться православный христианин, то менее православным от этого он не становится.
***
Если же говорить о святости как о неком идеале, то в таком смысле свят лишь один Бог. Люди, которые стали святыми, это те, кто позволили проявиться в них святости Христа, богочеловека, Второго Лица Святой Троицы. Христиане облекаются в Христа и в Его святость, принимая святое крещение. В этом таинстве каждому дается зерно святости. Остается его взрастить, чтобы принесло свои плоды. Так что каждому верующему есть к чему стремиться.
Порой нам очень хочется иметь какой-нибудь пример для подражания. Многие святые угодники действительно могут послужить для этой цели. Однако будем помнить, что не найдем мы более достойного примера для подражания чем Христос.
Tags: Жизнь духовная, Жизнь церковная, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Молитва, Святые отцы
Subscribe

Posts from This Journal “Ликбез” Tag

  • Посредник между Богом и людьми

    После воскресения Спаситель 40 дней ходил по земле, являлся Своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос вознесся на Небеса. Отмечу, что Небо в…

  • Сын Божий

    Зачастую мы также называем Христа «Сыном Божьим». Означает это не просто родственное отношение к Богу Отцу. Слово «сын» в…

  • Грехопадение

    Перед нами попытка человека «стать как Элогим», присвоить себе высшую власть над миром и его тайнами и сделать это независимо от Бога.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments