alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Православные страшилки

В психологии коллективной жизни страшным историям принадлежит особое место. Они создают атмосферу напряженности, перед лицом которой происходит сближение лиц в коллективе. Ведь любая беда делает мелкими и незначительными проблемы повседневного быта и способна сплотить людей. Но иллюзия беды порождает иллюзию единения, поскольку, окунаясь в мир страшилок, человек не теряет контроля над ситуацией и чувства защищенности.

Подобных устных и печатных историй немало и в православной среде. Читателям, думается, не стоит напрягать память, чтобы вспомнить хотя бы несколько историй о старцах, предсказывавших об ужасах конца света, и битвах схимонахинь с колдуньями. Естественно, эти рассказы изобилуют яркими описаниями язв и фурункулов, которыми покрывались тела после очередного наведения на них порчи. Не будем утомлять внимание читателя пересказом этих живописных повестей. Переходя от человека к человеку, из общины в общину, эти повествования обрастают все новыми подробностями и несут яркий отпечаток страхов, комплексов и чувства незащищенности рассказчика.

В церковных лавках, наряду с молитвословами и житийной литературой, обязательно присутствуют книги (и прежде всего потому, что пользуются спросом), подробно рассказывающие о магии, оккультизме, сатанизме, сетях масонских организаций, заговорах против русского народа, происках иезуитов и т. п.

Еще больший интерес вызывают триллеры (От thrill (англ.), буквально — приводить в трепет, захватывать, увлекать) о видениях старцев, грядущем конце света, жутких снах и предсказаниях безымянных праведников. То, что пристрастие к подобной литературе является симптомом невротизации населения, проявлением расстройства адаптации к быстро меняющейся окружающей среде и слабого понимания глубин Православия, видно уже при беглом взгляде. Люди, вспоенные горькой водой мистицизма, приходя в Церковь, не утрачивают интереса к области таинственного, порой скрывая это от самих себя.

Удивительно не само наличие подобных книг и историй. В их основе вполне могут лежать реальные факты и предания Церкви. Суть в том, как преподнесены факты, и какие плоды зреют в душах рассказчиков, слушателей и читателей. Если это плоды покаяния и страха Божия — это одно, а если суетное любопытство, празднословие и страх человеческий — это совсем другое. «Ведь ум такого человека будет помышлять не о Боге, а о тех угрозах, которые исходят из внебожественного мира".[протод. А.Кураев] Заметим, что, рассказывая о страшных временах перед концом света, Св. Отцы призывают нас к трезвению и очищению сердца, а не стараются напугать и произвести впечатление. По меткому замечанию И. А. Ильина, "весь этот обостренный интерес к жутким рассказам о привидениях, к темам Эдгара По, к "мистике", к "магии" — все это попытки подделать утраченную религию, злоупотребить ее священными развалинами и обойтись без нее.
Бочаров А.С., Чернышев А.В.
«Очерки современной церковной психологии»
Tags: Жизнь церковная, Психология
Subscribe

Posts from This Journal “Психология” Tag

  • В поисках православного психолога

    Думаю, что сложность состоит в том, что многие люди, которые считают себя верующими православными, совсем не доверяют психологам. Чтобы у них…

  • Психологический и духовный подход

    — Чем отличается психологический подход от подхода духовного? Как понять, в каких случаях тебе надо больше поститься, молиться и смиряться,…

  • Выгорание священника

    — Пресловутое выгорание: некоторые утверждают, что это не проблема, не повод для сочувствия. Это — грех. Мол, у всех бывает, а кто не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments