alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ

Природа смерти
Смерть – это трагедия, которая не обходит стороной ни одну семью, в каком бы городе или стране она не проживала. Смерть – неминуема ни для кого из людей, какое бы социальное положение они ни занимали и какой бы образ жизни ни вели. Один философ сказал, что есть вещи очевидные, но в которые все равно не верят. В пример он привел человека, который не верит в свою собственную смерть. Христианину же свойственно не только верить в свою смерть, но и помнить о ней. Мы даже в вечернем молитвенном правиле обращаемся к Богу с просьбой не забывать об этом: «Господи, даждь ми слезы, и память смертную…». Но христиане верят не только в свою собственную смерть и помнят о ней. Последователи Христа верят также и в то, что после смерти есть жизнь, так как человек обладает бессмертно душой. Кто-то может пожать плечами и подумать, как в такое можно верить, когда нет серьезных доказательств? Не нужно спешить доказывать что-то таким людям, а лучше рассказать им притчу про двух близнецов, которые разговаривали еще в материнской утробе:

- Как думаешь, есть жизнь после родов?
- Не знаю, оттуда еще никто не возвращался.

По учению Церкви смерть появилась в мире в результате грехопадения. Первые люди, которых мы называем Адамом и Евой, своей греховностью настолько удалили себя от Бога, что были изгнаны из рая, и человек стал смертным. Для сравнения представьте себе ноутбук, который подсоединен к розетке. Так работать можно сколько угодно, но если устройство начать удалять от розетки, шнур рано или поздно будет выдернут и подача энергии прекратится. Экран сразу не погаснет, но надо будет постоянно поглядывать, сколько остается заряда в батарее. Так и первые люди удалили себя от источника жизни, то есть от Бога. А поскольку все люди произошли от Адама и Евы, то все мы в этот мир приходим уже смертными.  

Но это еще не все. Мы христиане знаем не только о происхождении зла, нам известно еще, что существует избавление от смерти. Принес его нам Сам Бог, Господь Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы. Сделал Он это через воплощение, крестную смерть и воскресение. Приобщившись к воскресению Христа, мы можем унаследовать избавление от смерти. Оно наступит не сразу, а только после Второго Пришествия, Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. После этих событий уже не будет смерти, а будет только вечная жизнь.

Не умер, но уснул
Ну а пока описанные выше события еще не наступили, физическая смерть верующими людьми воспринимается как сон. Человек словно засыпает до Второго Пришествия и Всеобщего Воскресения. Поэтому тех христиан, земная жизнь которых закончилась, называют «усопшими». Бессмертная душа усопшего, расставшаяся с мертвым телом, находится либо в преддверии рая и предвкушает райские радости, либо в преддверии ада и соответственно предвкушает адские мучения. Это можно сравнить с учеником, который пришел на урок неподготовленным в надежде, что у него уже есть оценки и его спрашивать не будут. Но учительница решила устроить опрос всего класса и начала вызывать всех по списку. Ученика еще не вызвали к доске, ему еще не задали ни одного вопроса, рука учительницы еще не замахнулась над классным журналом, но он чувствует, как его участь приближается…

Другой пример – школьник решил поступить в ВУЗ. Очень ответственно к этому отнесся, усердно готовился. В результате успешно прошел вступительные испытания и увидел свою фамилию в списке поступивших. Этому вчерашнему школьнику еще не выдали даже студенческий билет, но его уже переполняет радость, что он будет учиться в этом ВУЗе, будет сидеть за партой в большой аудитории (не такой как школьный класс) и т.д.

Посмертная участь души определяется индивидуально на частном суде, который происходит после наступления физической смерти, когда душа покидает тело, (но соединится с ним, когда будет Всеобщее Воскресенье). Были попытки описать сам процесс частного суда. Так существует рассказ «Мытарства блаженной Феодоры», в котором повествуется о пути души к небесам через своеобразные блокпосты, каждый из которых соответствует определенному греху. Чтобы путешествие было беспрепятственным, надо расплачиваться за грехи своими или чужими заслугами. Таким вот образом появилось учение о мытарствах.

Как уже было сказано выше, были только попытки описать процесс частного суда. Как он проходит, нам не открыто. Поэтому не стоит воспринимать описанное в «Мытарствах блаженной Феодоры» буквально. Еще в IV в. святой преподобный Макарий Египетский, спросив Бога о мытарствах, услышал голос ангела: «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».

Процесс частного суда (мытарств) можно описать и таким вот образом. Человек долгое время не выходил на улицу, сидел в темной комнате, его глаза отвыкли от света. Чем более темная была комната, тем больнее будет глазам привыкать к солнечному свету (может даже наступить слепота). Если же стремление выбраться из тьмы было, то тогда все может обойтись просто небольшим щурением на первых порах. Смерть – это переход в вечность, душа отправляется к Богу. Выходит, что, чем более греховную жизнь проведешь, пока душа находится в теле, тем сильнее и дольше придется «щуриться». Очень хорошо по этому поводу сказал протоиерей Александр Мень: «Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность. Человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим злом».

В Римо-Католической церкви нет учения о мытарствах. Католики промежуточное состояние между раем и адом называют «чистилищем». По их мнению, если человек не раскаялся в каких-то грехах при жизни, то он нуждаются в очищении от последствий этих грехов. Напомню только, что это учение не является православным.
Молитва за усопших
Так как смерть – это не конец бытия, а только переход бессмертной души в вечность, поэтому разумно будет молиться за души усопших христиан и таким образом проявлять свою любовь к почившим. Все христиане – это чада одной Церкви. Имеется в виду, что Церковь – это не просто религиозная организация, а именно собрание вокруг Христа всех христиан и живых, и усопших. Физическая смерть не отрывает человека от Церкви, и он может получать помощь от других ее членов. Точно также как в нашем организме, когда заболевает один орган, другие органы начинают вырабатывать иммунитет. Только клетка действительно может помочь лишь в том случает, когда она сама здорова. Если мы хотим, чтобы наша молитва за усопших была действенной, то мы должны сами быть духовно здоровыми или хотя бы стремиться к тому, чтобы быть таковыми, то есть жить по-христиански.

В Православной Церкви постоянно возносятся молитвы за усопших христиан. Кроме того, выделен особый день недели – суббота, который считается поминальным. Помимо этого есть еще в году особые поминальные дни (чаще субботы, которые называются «родительскими»). Все они отмечены в каждом православном календаре.

После похорон есть традиция особо поминать почившего на третий, девятый, сороковой день и в годовщину смерти. Связано это со следующими событиями.

На третий день воскрес Иисус Христос. Поминая на 3-й день, мы исповедуем свою веру, что усопший тоже воскреснет «в воскресение жизни» (Ин. 5, 29).

В православном предании разработано учение об иерархии в ангельском мире. Так существует девять ангельских чинов. Поминая на 9-й день после смерти, мы верим, что душа покойника пребывает среди ангелов.

На сороковой день Иисус Христос после Своего воскресения вознесся на Небо к Престолу Божию. Своим поминовением на 40-й день мы выражаем надежду, что душа усопшего вознеслась и приблизилась к Небесному Престолу.

В годовщину смерти особое поминовение совершается по той причине, что день смерти – это не день исчезновения, а день перехода в мир иной, по-другому можно сказать, что это новый день рождения для вечной жизни.

В церковном предании можно встретить описания того, где находится душа на 3-й, 9-й и 40-й день. По этому поводу можно только напомнить слова ангела, сказанные святому преподобному Макарию Египетскому (IV в.): «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».

Рай и ад
На Страшном Суде определится судьба каждого человека, и все люди окажутся либо в раю, либо в аду.

Не следует расценивать ад, как некую тюрьму, куда Бог отправляет непокорившихся Ему. В преисподней человек окажется лишь по той простой причине, что сам не захочет быть рядом с Богом. В произведении К.С. Льюиса «Расторжение брака» очень ярко образно описано, как это происходит. По сюжету в мрачном сером городе (аде) на остановку, где ругаются в очереди люди, приезжает автобус. Всех пассажиров везут в рай, где можно даже остаться, но только надо преодолеть свой эгоизм. Сделать же это почти никому не удается: ни эгоистической матери, ни эгоистической жене. Даже либеральный богослов не захотел там оставаться, потому что ему надо было обязательно вернуться в свой город, чтобы продолжить научно-богословскую работу. То есть никто не захотел быть с Богом.

Страдание и мучения в аду будут не от того, что там высоченная температура от окружающих языков пламени. Огромные котлы, сковородки на кострах – это всего лишь измышления человеческой фантазии, когда люди пытались представить себе, как будут страдать нераскаявшиеся грешники в аду.

Нет такого места, куда не проникал бы свет Божественной любви. Те, кто возлюбил Бога всем своим сердцем и всей душой (Мф. 22, 37), испытывают от этого света только радость и блаженство. Для остальных же это ослепительное и испепеляющее мучение. Оказавшиеся в аду будет страдать не того, что их варят в котлах или жарят на сковородках, а от внутренних терзаний. Поэтому в святоотеческой литературе встречается такая мысль, что ад – это не столько место, сколько состояние. Выходит, что причина адских мук кроется в самом нераскаявшимся грешнике. 

После Страшного Суда Господня произойдет обновление всего мира, наступит Царство Божие (рай) и начнется вечная жизнь. Не стоит представлять себе рай, что это якобы теплый пляжный песок, ласковое море, изобилие фруктов и т.д. В христианском понимании праведники будут вечно блаженствовать и радоваться не от сверхкомфортабельных условий, а от того, что будут созерцать Бога во всей Его славе. Здесь в земной жизни верующий человек стремится к единению с Богом (обо́жению), и в раю это единство будет ощущаться в еще в большей степени. В Царстве Божьем будет именно жизнь, а не просто существование. Все, что нас в этой жизни веселит или даже радует, просто ничтожно по сравнению с тем, что нас ожидает в Царстве Божьем.

Так как при всеобщем воскресении души соединятся со своими телами, то и блаженствовать в раю человек будет не только душой, но и телом. Поэтому забота о спасении должна проявляться не только относительно одной души, но всего человека целиком. Наши тела после всеобщего воскресения уже будут другими, преображенными. Какими именно они будут, и какими новыми качествами будут обладать, нам до конца не открыто, известно только, что они будут подобны телу Христа после Воскресения.

На пороге вечности
Смерть – это переход в мир иной. Очень хорошо, когда человек успевает подготовиться к этому переходу. Вообще, конечно же, вся наша жизнь и должна быть по своей сути подготовкой к этому самому переходу. Однако, если так случается, что становится известно о скорой кончине, то хорошо бы позвать священника, чтобы перед смертью поисповедоваться и причаститься.

Совсем не нужно тянуть до последнего момента, когда умирающий уже находится в полубредовом состоянии или вовсе без сознания. В таких случаях священник не сможет причастить, потому что человек должен как минимум быть способным глотать. Такие важные вещи как предсмертные исповедь и причастие не стоит откладывать на потом, они имеют первостепенную важность.

Бывают такие случаи, когда человек очень сильно страдает от своей болезни и из-за сильных физических болей может забыть о собственном предсмертном покаянии. Тогда, конечно же, об этом следует побеспокоиться близким. Если ни у кого не окажется номера телефона кого-то из священников, тогда можно обратиться в ближайший храм и объяснить там всю ситуацию.

Если же так случится, что совсем не будет возможности позвать священника, тогда можно помолиться самому. Так в православном молитвослове есть особое молитвенное чинопоследование «Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела». Этот канон следует начинать читать при первых же признаках приближения смерти. В тех случаях, когда человек очень сильно мучается, но никак не может умереть, то можно читать «Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Если же под рукой не окажется молитвослова и не будет доступа к Интернету, то можно помолиться Богу просто своими словами. Самое главное, чтобы молитва была искренней.

Если умирающий человек будет видеть молитвенную поддержку со стороны своих близких, то уходить в мир иной ему будет не так страшно. Он будет знать, что когда он окажется там, в вечности, то здесь за него будут молиться.
Tags: Жизнь духовная, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Молитва
Subscribe

Posts from This Journal “Ликбез” Tag

  • Посредник между Богом и людьми

    После воскресения Спаситель 40 дней ходил по земле, являлся Своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос вознесся на Небеса. Отмечу, что Небо в…

  • Сын Божий

    Зачастую мы также называем Христа «Сыном Божьим». Означает это не просто родственное отношение к Богу Отцу. Слово «сын» в…

  • Грехопадение

    Перед нами попытка человека «стать как Элогим», присвоить себе высшую власть над миром и его тайнами и сделать это независимо от Бога.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments