alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Народный «Христос приземлился в Гродно»

Роман нашего белорусского классика Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно» может показаться кому-то кощунственным. Я же, когда читал это произведение, то был впечатлен не какими-то кощунствами (если таковые там все-таки есть), а совсем другими темами, которые затронул Владимир Короткевич.

Во-первых, после прочтения романа становится понятным, почему в истории бывали случаи, когда многие люди с большим воодушевлением восприняли идею гонений на церковь. Например, во время той же Великой французской революции 1789 года. Дело в том, что это была реакция народа на отношения церковников к простолюдинам. Герои романа кардинал Киприан Лотр, епископ Ян Комар, монах-доминиканец Флориан Босяцкий и другие им подобные не то что не видели в каждом человеке образ и подобие Божие, а вообще не считали простой народ за людей. О том, чтобы было хоть какое-то маломальское сострадание или сочувствие к человеческим бедам, не приходиться даже говорить. Для церковников простой народ это был скорее расходный материал. Поэтому им было не совестно устроить в городе резню неблагонадежного населения. Короткевич хоть и описывает в основном действия католиков, но православные в романе тоже попали под раздачу.

Еще в произведении мной замечена тема «народного христа». Главного героя школяра Юрася Братчика вынудили играть роль Иисуса Христа. Дело в том, что вжившись в роль, лжехристос удовлетворяет главные потребности своих соотечественников. События разворачиваются в 16-м веке, а тогда больше всего хотелось людям досыта хлеба, безопасности от внешних врагов (тех же татар) и чтобы все было справедливо. Особенно последнего простой народ не находил у служителей церкви, поэтому некоторые люди даже пришли к мысли, что дьявол сильнее Бога, а значит лучше служить сатане и совершать для него черные мессы.

Так вот Юрасю Братчику удается накормить людей хлебом. Нередко он это делает за счет разграбление храмов и монастырей. Бывший школяр отбивает нашествие татар. Судебные дела ведет справедливо. Народ очень доволен. Сам Юрась Братчик не скрывает, что он никакой не Сын Божий, и это все понимают, но люди все равно хотят, чтобы у них был именно вот такой народный христос, который может обеспечить достаточно комфортную жизнь на земле.

Евангелие же нам говорит о том, что Бог пришел на землю к людям через вочеловечение ради спасения нас от вечной смерти и власти греха. Царство Божие – вот что обещал евангельский Христос и получить обещанное мы можем уже сейчас во время земной жизни, а не только после смерти. Когда в сердце человека воцарится Бог, тогда и начнет он испытывать радостное блаженство, несмотря ни на какие житейские трудности и невзгоды. После же смерти, а точнее после Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения это блаженство раскроется во всей своей полноте. Тому, кто уверовал в Евангельского Христа, вовсе не запрещено стремиться к лучшей земной жизни. Однако как ее ни улучшай, она все равно закончится. Христос же дает нам возможность жить в вечном счастье.

Хоть события романа происходят в 16-м столетии, но даже сегодня в 21-м веке очень много людей приходят в храм в надежде найти именно народного христа. Не задумывается народ о Царстве Божьем, всем хочется лишь выпросить в своих молитвах у Бога здоровья или богатства. Не обязательно роскоши, зачастую даже просто элементарного пропитания. Нет ничего плохого в том, что мы в своих молитвах говорим Господу о каких-то своих нуждах. Во время богослужений мы просим у Бога дать нам и здоровье, и мирное без военное время, и благоприятную погоду, и хороший урожай, и достойных правителей. Мы молимся и о путешествующих, и о заключенных, и о том, чтобы Господь избавил нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды. Однако Церковь в первую очередь нужна, чтобы человек мог найти в ней Царство Божие. Как говорил Христос в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Третья же тема, которую я для себя отметил, читая роман, это то, что автор призывает читателей думать своей головой. Сегодня это называют критическим мышлением, которое каждый должен в себе развивать. В христианской традиции это именуется «добродетелью рассудительности». Другими словами человеческий разум – это великий дар от Бога и не стоит пренебрегать этим даром. Например, в романе сотник Корнила сразу наивно верил своим начальствующим и выполнял все приказы и даже преступные. В конце концов, он решил, что нужно думать. Благодаря этому военный офицер перестал быть бездумным орудием для злых лжецов.

Я не филолог и ни какой-нибудь литературовед, а всего лишь обывательский читатель, который любит читать разную художественную литературу. Мне просто захотелось поделиться своими впечатлениями от прочитанного романа Владимира Короткевича. Не исключаю, что может есть те, кто тоже читал это произведение и со мной полностью не согласны. Это нормально, потому что все выше написанное – это сугубо мое субъективное мнение. А тем, кто не читал, а лишь собирается прочесть этот интереснейший роман, надеюсь, моя статья не послужит спойлером и не лишит удовольствия от прочтения.
Tags: Жизнь церковная, Литература, Мои раздумья, Мои статьи, Общественно-политические вопросы, Рассудительность (трезвомыслие)
Subscribe

Posts from This Journal “Литература” Tag

  • Старцы

    Какие только домыслы не бытуют относительно их. Есть люди, которые считают, что старец обязательно должен быть прозорливым, то есть уметь читать…

  • Покаяние с любовью

    Читая роман «Плаха» Чингиза Айтматова, невольно вспоминал фильм «Крест и нож». И в романе, и в фильме главный герой пытался…

  • «Хроники Нарнии» - Евангелие для детей

    В школе дети знакомятся не просто с буквами, чтобы можно было их соединять в слоги и слова. На уроках литературы учат правильно понимать смысл,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments