alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Священники. Зачем они?

Многим известно, что есть специальные учебные заведения, в которых обучаются будущие священнослужители, – духовные семинарии. Только выпускникам-семинаристам духовный сан дается не автоматически после получения ими диплома об окончании учебы, а лишь после того, как над ними будет совершено таинство священства (рукоположение). Совершить это таинство может только епископ.

Еще на самой заре христианства апостолы рукополагали (посвящали) епископов, то есть преемников, для основанных христианских общин. Епископам поручалось духовное окормление верующих и совершение Таинств. Епископы в свою очередь через рукоположение передавали право священнодействий священникам. Таким образом, в Православной Церкви сохранилось апостольское преемство, то есть у каждого священника можно проследить «родословную» рукоположений, у истоков которой будет стоять кто-нибудь из апостолов.

В Православии существует три степени священства: дьяконы, священники и епископы. Дьяконы при совершении таинств являются сослуживцами, то есть по сути помощниками. Священники могут совершать таинства, за исключением таинства священства. Этим правом обладают только епископы. Еще на них возлагается  обязанность администраторов. Дело в том, что епископ возглавляет епархию (территориально-административную единицу) и, помимо того, что рукополагает священнослужителей, еще распределяет их по приходам епархии.

В православной традиции к священнослужителям принято обращаться не просто по имени, а с прибавлением слова «отец» (отец Александр, отец Игорь, отец Георгий и т.д.). Довольно часто протестанты обвиняют нас, православных христиан, что мы поступаем не по Евангелию. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Тут следует внести ясность, что данные слова Иисус Христос произнес в контексте Своей обличительной речи против фарисеев (особое сословие в еврейском народе). Последние в свою очередь очень стремились к людской славе и очень любили, когда их называли отцами, хотя этому званию они могли вовсе не соответствовать. Господь не запрещал нам своего ближайшего родственника называть отцом или папой. Дело в том, что в обязанности православного священнослужителя входят не только священнодействия, но также еще катехизация (просвещение) и духовничество (духовное руководство). Так сложилось, что того, кто преподает основы христианской веры, помогает ориентироваться в духовной жизни, в народе называют «батюшкой», как и своего родного отца, потому что функции у них очень похожи.

Отметим еще такой момент, что священник может быть духовником, но не должен быть манипулятором и указывать, например, в какой ВУЗ поступать или с кем вступать в брак. Духовник должен выступать в роли консультанта, но никак не диктатора. Еще очень важно, чтобы пастырь самим собой не заслонил своих прихожан от Христа, то есть не должно быть культа священника. Кроме того, нужно понимать, что священник не дает ответы на абсолютно все вопросы. Не стоит перекладывать на священнослужителя, например, обязанности детского педагога-психолога или врача-психиатра.

В православной Церкви духовенство разделено на белое и черное. Черное духовенство – это монашествующие, то есть священнослужители, которые являются монахами (но не все монахи имеют духовный сан). Белое духовенство – это женатые священнослужители, имеющие свои семьи. Если дьякона или священника называют в народе «батюшками», то их жен «матушками» по тем же самым соображениям. Какого-то особого посвящения в «матушек» не существует.

В ветхозаветные времена священниками были только представители определенного сословия, потомки Левия. В христианскую же эпоху священником может стать любой человек, не зависимо от его социального положения. Кроме того, все христиане являются, по словам апостола Петра, «царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2:9), то есть каждый верующий в Христа призван к служению Богу. Если ветхозаветные священники приносили в жертву животных, то каждый из нас должен приносить Господу жертвы духовные – это полное любви сердце и посвященная Богу жизнь. Именно своей жизнью христианин должен проповедовать Христа и тем самым быть проводником к Нему для других людей. Даже когда жертва приносится священником, то есть лицом, имеющим духовный сан, то каждый верующий соприкасается к этой жертве и является не зрителем данного священнодействия, а действующим лицом. Священники, которые в православной церкви составляют целый институт, являются, можно сказать, старейшинами или руководителями «народа святого» (1 Пет. 2:9).

Как уже было сказано ранее, у священника есть три основные обязанности: катехизация (просвещение), священнодействия и духовничество (духовное руководство). Первую и последнюю могут выполнять даже те, кто не имеет духовного сана. Например, в воскресных школах преподают не только священнослужители, но и просто подготовленные для этого учителя. Также есть примеры, когда духовником является не священник, а, например, простой монах. Но что касается священнодействий, особенно совершения таинств, то здесь священник незаменим. Исключение составляет только таинство крещения, когда в случае смертной опасности покрестить умирающего может любой мирянин. По возможности надо окунуть человека три раза в воду, либо же просто облить его со словами: «Крещается раб Божий (имя крещаемого) во имя Отца, Аминь, во имя Сына, Аминь и во имя Святаго Духа, Аминь». Если же все-таки новокрещеный выживет, то священник потом совершает над ним все необходимые священнодействия.

Во время совершения таинств и других священнодействий священники являются по отношению к людям не посредниками, а служителями. Это равносильно тому, как смертельно раненый человек теоретически сможет и сам добраться до операционной, где ожидает его спасение; однако надежнее все-таки, если санитары положат его на носилки или на каталку и отвезут к Врачу. Священнослужители выполняют роль именно санитаров, а врачует Господь. Важно еще помнить, что совершителем таинств является вовсе не священник, а Сам Бог. Священник это только «инструмент в руках Божьих». Как говорит св. Иоанн Златоуст, «священник всего лишь дает взаймы свой язык и предоставляет свою руку». Поэтому независимо от того, какой уровень нравственности или духовности у священника, святость и сила таинств от этих факторов ничуть не уменьшается.

Однако нужны священники не для одних только священнодействий. К священнослужителям можно обращаться с каким-нибудь чисто практическим вопросом, например, кого можно попросить быть крестными у ребенка. Нередко так бывает, что люди почему-то боятся задать вопрос именно священнику и обо всем спрашивают у какой-нибудь бабушки-прихожанки. Хорошо, если попадется образованная бабушка, однако это большая редкость. В итоге люди часто оказываются дезинформированы, а у священника потом волосы дыбом встают, когда узнает, чего людям наговорила та или иная бабуля. Разумнее всего, конечно же, преодолеть в себе всякий комплекс и интересующий вопрос адресовать священнику. Ведь священнослужители выполняют функции не только жрецов, но еще учителей и наставников.
Tags: Жизнь церковная, Ликбез, Мои раздумья, Мои статьи, Священство
Subscribe

Posts from This Journal “Священство” Tag

  • Молитвенный огонь

    Поистине, нет лучшего религиозного научения, нет более действительного проповеднического служения, как сила и искренность личной молитвы. Вера…

  • Любите Бога и людей

    Обратились ко мне с просьбой дать интервью для газеты. Я согласился. Мне задали вопросы, я на них ответил. Если мои ответы кого-то обидели, то…

  • В церкви не все христиане

    " Регулярное посещение церкви так же не способно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража не способно сделать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments