alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Category:

Предопределение по Августину

«Кому что уготовано». Эту фразу зачастую употребляют в контексте того, что есть судьба, то есть некое предопределение, и от этого никуда не денешься. Мы, христиане, верим, что кроме земной жизни есть еще загробная, и мы надеемся на спасение, то есть, что избавимся от вечной смерти и окажемся в Раю. Так вот есть христиане, которые верят, что спасение кому-то уготовано, а кому-то нет. Одним из самых известных христианских богословов, который учил о предопределении, был святой Августин Блаженный.

Лично я не сильно знаком с его письменными трудами, но в одном учебном пособии по философии об Августиновском учении о предопределении прочел следующее:

«На первый взгляд божественное предопределение, по Августину исключает свободу человеческой воли, то есть – сознательный выбор добрых или злых мыслей и поступков в земной жизни. И действительно, зачем человеку думать о том, что делать и чего не делать, выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои дела, если изначально все предопределено? Однако существенным элементом учения Августина о предопределении является утверждение о том, что мы не знаем этого предопределения, не ведаем своей будущей участи, а это незнание и открывает пространство для свободы воли.

И действительно, хоть все тотально предопределено, но я об этом ровным счетом ничего не знаю, то это предопределение никак не может влиять на мою повседневную жизнь. Ведь если я не знаю о будущем, то волей-неволей должен сам строить его, на свой страх и риск принимать решения, к чему-то стремиться, от чего-то отвращаться, задумываться о своей жизни и отвечать за все, творимое мной. Кроме того, если даже люди и разделены изначально на праведных и грешных, мы также не знаем о возможности или невозможности изменения этого предопределения на основе жизненных деяний каждого из нас. А вдруг возможно изменение начальной предопределенности в результате тех или иных мыслей и поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, а воля его бесконечна). Это неведение божественных замыслов и планов, непредсказуемость божественной воли и делает волю человека свободной.

Таким образом, предопределение, не только не освобождает человека от выбора и ответственности, но, как то ни удивительно, предполагает в его жизни и то, и другое. Жесткая только на первый взгляд заданность каждой человеческой жизни, все же не так безусловна: будучи существом разумным, человек осознает свои поступки, может выбирать между хорошим и дурным, добром и злом, жить по совести или же – бессовестно; при этом ни на что однозначно не надеясь и не рассчитывая, потому что – кто будет спасен, а кто – наказан, не знает ни один из нас.

Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным».
Дмитрий Гусев
«Популярная философия»
Tags: Жизнь духовная, Мои раздумья, Святые отцы
Subscribe

Posts from This Journal “Святые отцы” Tag

  • Посредник между Богом и людьми

    После воскресения Спаситель 40 дней ходил по земле, являлся Своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос вознесся на Небеса. Отмечу, что Небо в…

  • Добро и зло

    Первые люди выбрали нарушение запрета, то есть зло, в результате чего человек отпал от Бога и был изгнан на Землю. Грехопадение является, по…

  • Псалмы – молитвенная вершина Ветхого Завета

    Можно без преувеличения сказать, что в ранней Церкви псалмы суть не только одна из пророческих и молитвенных вершин Ветхого Завета, но как бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments