alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Критика Библии

В адрес верующих можно услышать такую критику, что, мол, наша Библия многократно переписанная различными авторами, очень много раз подкорректированная, и переведена на разные языки с грубейшими ошибками....

Многое из перечисленного – правда. Библия на самом деле не является некой цельной книгой, скорее это сборник книг, которые писались разными авторами в разное время. Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках, книги Нового Завета – на древнегреческом. И в наши дни Библию тоже переводят на разные языки. Безусловно, любой переводчик может допустить где-то ошибку. Именно поэтому все ученые-библеисты изучают древние языки, чтобы работать с первоисточником. Конечно, библейские тексты претерпели не одну редакторскую правку. Это не является некой секретной информацией. Об этом издано немало научной богословской литературы.

Только вот для простого верующего человека все вышеизложенное ничего не говорит. Проблема подобных критиков в том, что они не понимают, что христианство появилось не из Библии, а наоборот христианство дало нам Библию (конкретно Новый Завет). Аналогично дело обстоит с Ветхим Заветом. Вера в Единого Бога возникла не с помощью Книги. Библию начали писать люди, которые уже верили в Бога. Даже, если так случится, что Библий вовсе не станет, то православные христиане не перестанут верить в Бога, потому что не Библия основа нашей веры, а Христос. Библия – это Книга, которая говорит нам о Нем. Чтобы было понятнее, сравните христиан с толкинистами. Последние как раз появились после написания книги Джона Толкина «Властелин колец». Теперь представители этой субкультуры могут писать свои собственные книги, но своему происхождению толкинисты в отличии от христиан обязаны конкретной книге.

Есть книги, которые рассчитаны на широкий круг читателей, а есть те, которые рассчитаны на конкретную целевую аудиторию, например, на студентов и преподавателей экономических вузов. Человеку, не изучавшему экономику или хотя бы ее азы, будет довольно сложно понять, о чем говорится, например, в книге с таким вот названием «Рынок облигаций: Анализ и стратегии». Аналогично дело обстоит и с Библией. Чтобы понимать Священное Писание надо иметь хотя бы маломальскую подготовку.
Вот, например, в Библии есть описание творения мира, которое не совпадает с научной картиной мира. Здесь атеисты радостно потирают ладоши, а верующие стоят в недоумении. Неужели в Библии может быть написана неправда? На самом деле все очень просто. Нужно всего лишь задуматься о том, кто писал первые страницы Библии и самое главное – когда.
Написан был этот текст в далекие времена, когда евреи были достаточно примитивным кочевым народом. Писалась Библия сугубо для своих соплеменников. Подумайте сами, неужели тогда евреи были такими любознательными, что им важно было знать, как произошел мир? Верующему монотеисту актуально было записать в свою священную книгу, что мир – это всего лишь творение, что нет смысла обожествлять ничего в этом мире, ни животных, ни растения, ни солнце, ни луну, потому что над всем этим есть Творец – Бог. А если еще учесть, что Библию начали писать после того, как евреи долгое время прожили в Египте с его языческой культурой, где как раз обожествляли почти все, что видели вокруг, тогда становится понятным мотив написания книги Бытия.

Сегодня мы развенчиваем разные мифы с помощью науки. В те далекие времена, когда еще не было современной науки, евреи для развенчания египетских мифов, придумали свои собственные. Не было перед библейским автором задачи – записать все с точностью все как было. А если кратко, то язык Библии – это язык не научной статьи, а скорее поэзии. Мы же не придираемся к автору художественного произведения, когда он пишет: «Солнце взошло над горизонтом….» Ведь здесь явное несовпадение с научной картиной мира. Солнце же неподвижно. Поэтов и писателей никто за это не критикует, а вот к библейским автором всех так и тянет придраться.

Когда заводишь с кем-нибудь разговор про отдельные библейские мифы, то чаще всего собеседники удивляются: «Неужели то, что написано в Библии, выдумки?! А как же тогда верить всему остальному, что там написано?!» Тогда я поясняю, что писатели Священного Писания не ставили цель обмануть читателей, в смысле одурачить их. Библейские авторы поступали примерно как родители, когда у них малолетний ребенок спрашивает, откуда берутся дети? Папа с мамой придумывают истории про аистов, про капусту, чтобы не рассказывать своему чаду то, чего он просто-напросто не сможет воспринять в силу своего возраста. Ведь никто из взрослых не верит в эти родительские мифы про аистов и капусту. Никто даже не обвиняет ни маму, ни папу в какой-либо лжи, что говорили им не так, как объясняет все это наука. При этом повзрослевшие сыновья и дочери не начинают думать, что все остальное, что говорили им родители, тоже неправда. Никто не станет из-за этого родителей меньше любить или меньше верить их словам. Если мы так относимся к родительским мифам, то может, стоит так же отнестись и к библейским мифическим повествованиям?

Кроме мифов в Священном Писании есть описания и конкретных исторических событий. Неподготовленный читатель чаще всего думает, что как описано в Библии, именно так все и было до мельчайших подробностей. Если бы библейские авторы ставили цель сохранить достоверную информацию для потомков, тогда на самом деле можно было бы именно вот так воспринимать библейскую историю. Только вот у Священного Писания совсем другая цель – религиозно-педагогическая.

Авторов Библейских исторических книг можно сравнить с художественными писателями, которые пишут исторические романы. Никто же из историков для своей научной диссертации не будет использовать в качестве источника какой-нибудь исторический роман Генриха Сенкевича или Бориса Акунина. Каждый понимает, что там полно художественного вымысла, хоть в основу сюжета положены реальные исторические события. Так же и в Библии описываются реальные исторические события, но совсем не в научно-историческом стиле, а в религиозно-педагогическом. Если, читая Библию, Бог показался нам очень жестоким, то это еще не значит, что Он такой и есть. Грозным и устрашающим Господа изобразил библейский автор в силу своего религиозного сознания.  

Не только атеисты и агностики могут критиковать Библию. Верующим христианам абсолютно не запрещено подвергать Священное Писание критическому анализу.  Раз Библия является литературным памятником, значит вполне разумно применять к ней приемы литературной критики. Кроме всего прочего на сегодняшний день существует гуманитарная наука библеистика. Ученые-библеисты при своих исследованиях опираются не только на священный текст, но также на данные таких наук как история, археология, учитываются особенности древневосточной литературы, лингвистики и др. После знакомства с критикой Библии от библеистов любовь к Священному Писанию становится еще больше.

Критический подход к Библии порой может смущать верующих людей. На самом деле поводов для волнения здесь нет. Для того, чтобы стоять крепко в вере, не нужно искать для нее подпорки, например, в библейских текстах: «Я верю, потому что в Библии написано…»  Подпорки потому они и подпорки, что могут быть выбиты, а вера от этого сильно пошатнется. Если же у христианина фундаментом веры служит Сам Христос, то есть не просто книга о Нем, не знания о Нем, не догмат о Христе, а именно Сам Христос, тогда верующему человеку любая критика не страшна.
Tags: Апологетика, Библия (Священное Писание), Жизнь духовная, Жизнь церковная, Мои раздумья, Мои статьи
Subscribe

Posts from This Journal “Библия (Священное Писание)” Tag

  • Был ли потоп всемирным?

    Те, кто ищет в Библии фактов геологических, будут разочарованы. Поэтическая оболочка сказания заслоняет внешние детали и факты. К тому же понятие…

  • Предсказания о последних временах и конце света

    Последняя книга Нового Завета и Библи в целом – Откровение Иоанна Богослова. Наверное, эта книга больше всего породила разных мифов, сказок и…

  • Церковность и научность библеистики

    Каковы же те принципы библейской науки, которые мы встречаем в трудах дореволюционных российских ученых? С одной стороны, они стремились к тому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments