alexandros_86 (alexandros_86) wrote,
alexandros_86
alexandros_86

Categories:

Отдых с пользой для души

Летом многие родители задумываются о том, куда отправить свое чадо на отдых. Довольно привлекательной кажется идея с православными лагерями. В одном из таких лагерей я был духовником несколько раз. Меня даже попросили составить отчет с описанием и предложениями. Что я в общем-то и сделал.


Отчет о проделанной работе

в Летней выездной воскресной школе

Первая смена Летней выездной воскресной школы при Свято-Троицком храме в г.п. Россь проходила с 13 по 26 июля 2009 года. Через день, после окончания первой смены, то есть 28 июля, начала свою работу вторая смена, которая завершилась 10 августа 2009 года.

По мысли митрополита Антония Сурожского «заниматься детьми может всякий человек, который их понимает и может им передать свою веру, – не только головные, умственные знания на религиозные темы, но горение собственного сердца и понимание путей Божиих. Мне кажется, что в идеале этим должны заниматься родители на дому или те люди при церкви, которые на это способны. Есть семьи, где дети хорошо образованы православно, но в среднем, родителям труднее научить своего ребенка, чем священнику, потому что священника ребенок слушает иначе». Хорошо то, что в Летней выездной воскресной школе работают не только одни воспитатели, а еще вместе с детьми постоянно одной семьей живет священник. Дети всегда имеют возможность обратиться к нему за советом или с какой-нибудь просьбой. Это способствует тому, что священник для ребенка становится намного ближе, и дети  начинают видеть в нем заботливого пастыря и любящего отца.

День в школе начинался и заканчивался молитвой. Для того, чтобы молитва не была слишком утомительной для детей, было решено сократить утреннее и вечернее правило (оставить только небольшие молитвы). По этой причине для каждого ребенка был составлен и распечатан специальный молитвослов. Это способствовало тому, что дети следили за очередностью молитв и имели возможность в своем личном молитвослове делать различные пометки (переводить непонятные слова, выражения, ставить ударения и др.).

Духовник смены заранее распределял между детьми, кому какую молитву читать, после чего с каждым ребенком занимался индивидуально. Священник следил, чтобы каждая молитва была правильно прочитана, и чтобы грамотно ставились ударения. Через два-три дня дети начинали учиться читать новые молитвы. После утреннего молитвенного правила каждый отдыхающий съедал часть просфоры и пил святую воду. Молитва на принятие просфоры и святой воды была напечатана в молитвослове, и каждый ее читал самостоятельно.


Утреннее и вечернее молитвенное правило состояло не только из монотонного чтения. Такие молитвы как «Царю Небесный», «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся», «Спаси, Боже, люди Твоя», «Взбранной Воеводе», «Дотойно есть» мы не читали, а пели. Это помогало детям еще больше сосредоточиться на молитве. На второй смене в первый же день были собраны те дети, которые умеют петь, и образовался хор Летней выездной воскресной школы.  После прочтения общего правила каждый имел возможность помолиться своими словами столько времени, сколько ему этого хотелось. Таким образом, дети учились именно молиться, а не только читать тексты молитв. Каждый отдыхающий мог ощутить сладость молитвы и радость от богообщения. Этот опыт был позаимствован у православного детского лагеря на Кипре, который находится под руководством и духовным окормлением протоиерея Георгия Антониу. В перспективе можно еще ввести перед началом молитвы «минуту молчания».

Очень хорошо было бы проводить хотя бы вечерние молитвы не в доме, а в храме. Это пожелание самих детей. Сказали они об этом после того, как молитвы перед причастием мы прочитали именно в храме.

Ежедневно проходили уроки Закона Божьего. Для каждого урока выбиралась определенная тема: молитва, причастие, исповедь и др. В зависимости от актуальности темы, расположенности детей слушать, их заинтересованности некоторые темы обсуждались более одного урока. Для более эффективного преподавания хорошо было бы приобрести доску, на которой можно было бы делать необходимые записи, схематические изображения и др.
Обязательной частью урока являлся разбор какой-нибудь молитвы из утреннего или вечернего правила. Объяснялся смысл каждого слова, зачитывался перевод на русский язык.

Священнику было легче проводить беседы от того, что все воспитанники были примерно одного возраста. На первой смене в основном были те, кому по 9-11 лет, а на второй – 14-15 лет. Это облегчало задачу сделать урок интересным для всех. Если старшим ребятам рассказывать все в сказочной форме, то им это покажется скучным, а если младшим все говорить на серьезном языке, то они, во-первых, не смогут многого понять, а во-вторых, уроки им покажутся слишком нудными. Так как на второй смене отдыхали дети переходного возраста, то с ними была проведена беседа на тему «Половое воспитание». Отдельно с девочками беседовала воспитательница, а с мальчиками священник.

При проведении уроков я руководствовался советами митрополита Антония Сурожского: «Если же говорить о вере, то надо передавать детям Живого Бога, – не устав, не какие-то формальные знания, а тот огонь, который Христос принес на землю для того, чтобы вся земля или, во всяком случае, каждый верующий стал бы купиной неопалимой, горел, был бы светом, теплом, откровением для других людей… Детям нужна не осведомленность, а те вещи, которые могут дойти до них; нужен живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить».

Длительность уроков не была строго регламентирована, хоть и был ориентир – не больше 40 минут. Если же у детей возникал большой интерес, и они готовы были слушать, то иногда урок затягивался до часу и более.
Проводился также урок в храме. Дети узнали об общем устройстве и об отдельных частях храма. Были специально открыты Царские врата, чтобы каждый мог увидеть, что находится в алтаре. Из алтаря были вынесены Евхаристические сосуды и другие предметы, необходимые для священнодействий: копие, лжица, покровцы, воздух, крестильный ящик, напрестольное Евангелие, антиминс, кадило, ладан, священнические одежды и др. Дети не только смогли увидеть все это своими глазами, но также узнали о практическом применении и символическом значении этих предметов. Поднимались мы также на колокольню. В будущем надо будет с благословения настоятеля разрешать детям звонить, чтобы у ребенка в душе как можно больше оставалось радостных воспоминаний о храме.
При объяснении темы, в качестве наглядного пособия использовался картофель. Именно на нем детям было показано, как вырезается Агнец, как раскладываются частички на дискосе и др.

Сами воспитанники признавались, что после того, как они кое-что узнали о смысле священнодействий, им стало интереснее ходить на богослужения. Поэтому в будущем в Летней выездной воскресной школе было бы очень неплохо проводить «Миссионерскую Литургию», а также служить хотя бы одну Литургию на белорусском языке. Как показывает опыт – незнание смысла богослужения делает его для молящихся чем-то нудным и неинтересным. Это в свою очередь может поспособствовать тому, что ребенок возненавидит церковные службы. И то, что должно, по сути, быть чистой радостью, для детей может превратиться в неприятную обязанность. Поэтому мы никого из отдыхающих не заставляли стоять на богослужении от начала до конца. На Всенощное бдение все приходили к началу, а уходили после «Полиелея». Те, кто желал помолиться дольше, оставался в храме, предупредив при этом кого-нибудь из воспитателей. На Литургии дети стояли до конца, но приводили мы их не к самому началу. Для желающих прийти пораньше действовало то же правило, что и относительно Всенощного бдения.

Во время уроков, особенно на первой смене, у детей возникало много вопросов о Римо-Католической Церкви. Поэтому была организована экскурсия в Россинский костел, где дети смогли задать все интересующие их вопросы местному ксендзу и сравнить его ответы с теми, которые слышали от православного священника.

Каждый раз на полднике и на втором ужине, когда все дети собирались вместе, проводились беседы на различные духовные темы. А перед сном зачитывались истории с глубоким нравственным содержанием. Как сказал митрополит Антоний Сурожский: «Раньше, чем вырасти в меру христианина, человек должен быть просто человеком». Поэтому в лагере кроме духовных знаний детям прививались общечеловеческие качества: правдивость, верность, мужество, доброта, отзывчивость, товарищество, сострадание и др. Дьякон Андрей Кураев подметил, что «прежде чем обо́житься, нужно сначала очеловечиться».

В первое воскресенье обоих смен все воспитанники поисповедовались и причастились. Было решено правило к Причастию вычитывать не всё полностью, а сократить его для того, чтобы молитва детям, опять же, не казалась каким-то нудным обязательством. Для каждого отдыхающего был составлен специальный молитвослов, в который вошли Канон ко Святому Причащению,  несколько коротких молитв перед Причащением и три благодарственные молитвы. Для того, чтобы дети глубже осознали содержание и смыл Евхаристических молитв, Правило ко Святому Причастию было распечатано на русском языке. Прочитали правило мы в субботу вечером после Всенощного бдения. После молитвы состоялась исповедь. Во время Литургии дети смогли полностью сосредоточиться на Таинстве Евхаристии и не отвлекаться на то, что надо еще исповедоваться.
На первой и на второй смене после урока на тему «Как часто нужно причащаться?» отдыхающим было предложено приступить к Таинству Причастия во второе воскресенье. На обоих сменах приблизительно треть детей изъявили желание снова причаститься. Для этого мы опять накануне вечером прочитали молитвы и поисповедовались.

В жаркую погоду дети ездили на озеро, где  кроме купания катались на катамаране. На второй смене, как и обещал детям директор школы, за хорошее поведение все отдыхающие посетили аквапарк санатория «Пролеска».

На каждой смене проводилась игра «День тайного друга». Смысл ее состоит в том, что каждый вытягивает себе по жребию «тайного друга» (записку с именем кого-нибудь из участников лагеря) и целый день тайно передает ему подарки. На первой смене после проведения этой игры многие дети высказались о своем недовольстве, что они сами делали дорогие подарки, а от своего «тайного друга» получили одну дешевую безделушку. Поэтому на второй смене было объявлено, что дарить можно только те подарки, которые сделаны своими руками. Целый день дети придумывали интересные открытки, букеты из полевых цветов и многое другое, на что хватало детской фантазии.

На второй смене в первое воскресенье дети сами организовали для своих пап и мам «Родительский день». Смена по традиции началась с открытия, на котором были представлены вокальные, театральные и другие номера с участием самих отдыхающих. Детям было предложено пригласить в один из дней своих родителей и повторить все представления для них. Идея была с радостью воспринята. Досконально отрепетировав старые номера и придумав новые, отдыхающие выступили перед своими папами и мамами.
Проводить «Родительский день» имеет большой смысл, потому что это, во-первых, дает возможность священноначалию лагеря обратиться ко всем собравшимся родителям. Во-вторых, большинство представлений содержали в себе глубокий христианский смысл. Таким образом, «Родительский день» – это проповедь для родителей устами их же детей.

Состоялась экскурсия в районный Центр народного творчества, где дети познакомились с белорусскими народными промыслами: плетение соломкой, вышивание, вязание, лепка из глины, писанка (роспись воском по яйцу) и др., а также посетили музей предметов народного быта. Была организована экскурсия в Росскую военную часть, где смогли увидеть боевые самолеты и ознакомиться с бытом солдат. Воспитанники второй смены присутствовали на принятии воинской присяги.

Отдыхающие первой и второй смены ездили в Жировичи. Побывав на эскурсии в монастыре, окунувшись в святом источнике, мы посетили монастырскую ферму, где дети смогли покататься верхом на лошадях. На обратном пути заезжали в Сынковичи в Свято-Михайловский храм-крепость. Запланировано было еще посетить усадьбу «Верас», которая находится рядом с Сынковичами, но мы не смогли этого сделать в связи с тем, что автобус должен был вернуться в Россь не позже пяти вечера. В перспективе хорошо было бы заказывать транспорт, который позволял бы иметь больше времени в запасе. Также нам очень хотелось на обратном пути остановиться где-нибудь у дороги и устроить пикник, но времени на это нам не оставалось.
Когда ехали в Жировичи, мы не стали в автобусе читать акафисты и другие молитвы, а всю дорогу пели песни, причем, как церковные, так и светские. Делалось это для того, чтобы у юных паломников было бодрое и приподнятое настроение. Таким образом, у ребенка в будущем будут только радостные воспоминания о посещении святого места. 

В свободное время дети играли в подвижные спортивные игры на свежем воздухе. На обоих сменах проводилась спартакиада.

Периодически по вечерам проводились киносеансы. Мы не ставили перед собой цель показывать отдыхающим сугубо православные фильмы, а стремились научить детей замечать христианские мотивы даже в светском кино. Так, например, художественный фильм «Костяника» (производство Россия) послужил хорошим дополнением к беседе на тему «Половое воспитание».

На второй смене также организовывались танцевальные вечера. В интервью журналу «Ступени» владыка Артемий сказал: «Я всегда восхищался теми, кто умеет красиво танцевать. Считаю, что это не помешает молодому человеку в сфере его общения.…У нас, к сожалению, получается так, что человек неприспособлен к обыкновенной светской жизни, но находит себе какое-то пристанище в Церкви… Он свою неспособность прикрывает религиозностью… А надо быть полноценным. Молодым надо уметь красиво и танцевать, и общаться, и организовывать семью». (№ 2 (34) 2009)

При организации танцевальных вечеров подбиралась такая музыка, которая не содержит пропаганды секса и никакой другой пошлости. Во время самой танцевальной программы действовал импровизированный бар, в котором были только безалкогольные напитки. Для того чтобы отдыхающие танцевали красиво и правильно, воспитатели проводили с ними мастер-классы по медленным танцам.

Можно детям много и долго рассказывать о том, какое безобразие творится на современных дискотеках, но при этом нельзя требовать от ребенка, чтобы он вообще никогда не танцевал. Кроме объявления запретов нужно еще создавать альтернативы. При правильном воспитании, если православный молодой человек все же окажется на типичной современной дискотеке, то он будет знать, что не под всякую музыку стоит танцевать, а жажду можно утолить и без пива. Ведь принцип педагогики состоит не в том, чтобы оградить ребенка от всего негативного. Главной задачей педагога является сформировать личность, создать «внутренний стержень», чтобы воспитываемый мог всегда найти в себе силы устоять перед любым искушением. 

На первой смене состоялся так называемый «Вечер откровений». Желающие собрались в одной комнате за круглым столом, и каждый высказался, что ему нравится и что не нравится в каждом из присутствующих. Обязательными условиями были следующие:

  • говорить предельно искренне;

  • не говорить ничего плохого про тех, кто отсутствовал;

  • говорить не только о недостатках, но и положительных качествах других;

  • никого не перебивать;

  • не смеяться над чужими недостатками;

  • все услышанное не использовать потом для издевательств и оскорблений.

Как говорится: «Со стороны всегда видней», и, таким образом, дети узнали о тех своих недостатках, о которых они могли даже не подозревать. Вечер откровений проходил под лозунгом: «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств».

Очень важно, чтобы каждое слово представителей администрации для отдыхающих было очень авторитетным. Тогда не надо будет повышать голос на ребенка, грубо отвечать ему или кричать на всех детей сразу. Для завоевания авторитета каждому, кто задействован в работе лагеря, хорошо было бы соблюдать следующие правила:

1. Во время работы с детьми каждому из нас необходимо тщательно следить за собой: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы внутри нас возникали и развивались отрицательные эмоции (гнев, злость, раздражение и т. д.). Причин этого две: во-первых, дети очень чутко реагируют на нашу настроенность, наш внутренний негатив может значительно ослабить и без того слабую душевную связь с ребенком; во-вторых, отрицательные чувства не позволят нам в полной мере пользоваться в работе нашим основным инструментом – любовью.
2. Все, обещанное детям, должно быть с точностью и в срок выполнено – малейшая ложь может разрушить хорошие отношения с ребенком, поколебать авторитет взрослого, подтолкнуть самого ребенка к обману. Обещать же что-то следует крайне осторожно и редко.
3. Очень важно уметь правильно выстроить свои отношения с ребенком: они должны быть теплыми, простыми и дружескими (без этого ребенок не будет нас слушать), но ни в коем случае не доходящими до панибратства (иначе наше слово не будет иметь серьезного значения).
4. Следует жестко и мгновенно пресекать любые попытки оскорбления или унижения (пусть даже шуточные) кого бы то ни было из старших со стороны детей, иначе восстановить авторитет будет почти невозможно. При этом надо уметь очень четко (но не грубо!) объяснить свою позицию.
5. При применении некоторых видов «вразумления» следует объяснять ребенку, что мы не желаем его унизить или таким образом самоутвердиться, а поступаем так исключительно потому, что он (ребенок) нам небезразличен. После некоторого промежутка времени, хорошо опять восстановить с ребенком дружеские отношения – разговором показать, что мы не обижаемся на него, что по-прежнему относимся к нему с уважением. Следует помнить, что дважды за один проступок наказывать нельзя: после применения наказания ни словом, ни жестом не вспоминать произошедшего.
6. Когда мы находимся вместе с детьми, совершенно необходимо разделять с ними любые возникающие неудобства (например, если дети под дождем – нельзя быть самому под зонтиком, если нет запаса еды – нельзя тайком что-то кушать и т. д.). В противном случае дети не признают нас за «своих».
7. При проведении любого мероприятия, необходимо постараться организовать работу таким образом, чтобы всем нашлось дело, причем равного объема. Надо «от души» работать не только самим, но и требовать этого от детей.
Данные правила составлены на основании 5-летнего опыта работы основателей молодежно-миссионерского Братства при Минских Духовных Школах.

Для большей эффективности работы Летней выездной воскресной школы было бы неплохо, чтобы воспитатели и духовник смены помнили следующее:

  1. Первая обязанность старших в Лагере – это умение работать вместе, одной командой. Исключительно в этом заключается главное условие жизнеспособности Лагеря.

  2. Команда – это:

    • дружеская атмосфера (дружба обязательно должна быть активной и бьющей ключом);

    • взаимопонимание не менее, чем на 90%;

    • поддержка каждого члена;

    • память о том, что каждый человек имеет потребность если не в лидерстве, то хотя бы в том, чтобы к нему прислушивались; не у каждого получается говорить красиво и «в точку» – мы должны поддержать друг друга в этом – это значительная часть пути к сильной команде;


  3. В нашем мире за все надо платить – деньгами, работай, здоровьем или душевной энергией. Это жестоко, но это правда. Ты хочешь, чтобы Лагерь жил и работал, чтобы наше Дело двигалось? Тогда плати. Плати силами духовными и физическими. ТЫ ЭТО МОЖЕШЬ, И ВСЕ В ТВОИХ СИЛАХ – ГЛАВНОЕ ЗАХОТЕТЬ! Пока мы в Деле – мы не имеем права на плохое настроение или плохое самочувствие – сначала дело, а остальное – потом.

  4. Бездействующий человек в команде снижает боеспособность каждого на 40%. Человек с плохим настроением – на 60%.

  5. Самые сложные – первые два дня. Тон, заданный в этот период, определит жизненную мелодию на все оставшееся время проведения Лагеря.

  6. Каждому надо тренировать собственную силу воли – дав некое задание, или объявив мероприятие – нужно быть в силах довести его до конца, причем чтобы все, в нем задействованные также пробыли в этом мероприятии до его завершения.

  7. Чаще всего детям нельзя идти навстречу, если они начинают возмущаться распорядком дня или не желают выполнять какую-то работу. Но всегда надо уметь узнать у них истинную причину бунта – лишь в 13 случаях из 100 она заслуживает внимания.

  8. Нужно уметь объяснить детям свою позицию – сослаться можно даже на личную «завернутость» – это уменьшает силу их сопротивления.

  9. Распорядок дня – обязателен, но все же сохраняет всегда некоторую гибкость.

  10. При детях ни один старший не имеет права серьезно спорить с другим – это уменьшает авторитет обоих.

  11. Нельзя делать всю работу самим старшим – необходимо привлекать к ней детей (если они не особенно и нужны – надо просто придумать для них занятие).

  12. При максимальном единстве в команде каждый старший все же должен иметь свои, немного отличающиеся от остальных, отношения с детьми – это облегчит работу всех (сравнить это можно с набором отмычек, которых всегда чем больше – тем лучше).

  13. Много усилий надо тратить на то, чтобы дети не отрывались от коллектива. Если кто-то из детей не хочет играть со всеми – фраза «ты будешь со мной» или «ради меня» или «ты очень нужен именно мне» наполовину сотрет нежелание ребенка.

  14. Нужно стараться выражать свои эмоции достаточно понятно для детей (но делать это надо не искусственно, а естественно!)

  15. При серьезных «разборках» НЕОБХОДИМО обязательно подчеркивать и объяснять детям, что вы их ругаете или наказываете не для самоутверждения, а потому, что эти дети вам – не чужие, что Лагерь для вас – очень близок, как и все, происходящее в нем.

  16. При наведении порядка в Лагере наиболее важны два момента:

    • уважение к Старшим Лагеря;

    • уважение детей друг к другу.


Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания ни один случай оскорбления детьми более слабого или доброго или девочки – это начало гниения атмосферы в Лагере. Любыми средствами необходимо «выбить» из обидчика просьбу о прощении, направленную к тому, кого он обидел, или потребовать, чтоб обидчик публично взял свои слова назад. Но здесь приходится применять хитрость.

  1. Необходимо высмотреть среди детей тех, кто наиболее авторитетен для других, и поручать им ответственные задания, подчеркивая их особую важность (иногда это надо делать перед всеми, но иногда – и наедине). Таким детским лидерам следует демонстративно оказывать особое доверие.

  2. Труд Старших – очень тяжел, поэтому каждый старший должен уметь отдыхать. Это третий важный момент для обеспечения жизнеспособности Лагеря.

(Взято из методического материала молодежно-миссионерского Братства при Минских Духовных Школах)

В Летней выездной воскресной школе мы должны не только стараться обучить детей основам веры, но также сделать все необходимое, чтобы они подружились между собой. «Это, – по словам митрополита Антония Сурожского, – создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, – и получать, конечно, совершенно иного рода ответы».

Порой при работе с детьми хочется сразу увидеть результаты своих трудов. Однако очень важно помнить, что мы являемся только «сеятелями» (Мф. 13, 3-8). Как в свое время отметил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим. Ткач уже через час видит плоды своих работ, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил…» (из книги «Как воспитать настоящего человек»). Однако, несмотря на то, что плоды нашего труда заметны не сразу, мы все равно должны прилагать максимум усилий в работе с детскими душами.

иерей Александр Богдан



Tags: Жизнь духовная, Жизнь церковная, Католики, Миссионерство, Молитва, Педагогическая поэма, Православный лагерь
Subscribe

Posts from This Journal “Православный лагерь” Tag

  • Тумбы-юмбы всякие!

    Как-то делали мы очередной лагерь. Хорошо там было. Нормальная команда вожатых подобралась. Все были неплохо подготовлены. Только я, к…

  • Молитва мазохиста

    Стоило мне отъехать из лагеря, как сразу началось религиозное травмирование детей. Обычно мы молимся утром и вечером в классе для занятий. Позавчера…

  • Поклоны вместо отжиманий

    Я сейчас несу послушания духовника в православном лагере. За какие-либо провинности обычно требую от мальчишек делать отжимания или приседания от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments